Контакты

Кто ввел в науку понятие гипертекст. Гипертекст - это способ представления информации. Структура электронных изданий

Словом гипертекст называют особую организацию текста, в котором переход возможен не только от тезиса к тезису, в порядке их развертывания (чтение подряд), но и минуя промежуточные тезисы, через гиперссылки (чтение по ссылкам). В основе гипертекста лежит модель множеств: текст представляется областью пересечения различных множеств, которые необходимо развертывать, раскрывать, извлекать смысл из каждого, для чего переход по ссылкам оказывается более надежен, чем простое чтение подряд. При этом в гипертексте нет привилегированных множеств, в отличие от простого текста, для которого привилегированным множеством будет оглавление, краткое содержание, конспект или сведение содержания в формулы и таблицы. Гипертекст во многом создан христианской культурой: необходимость цитировать различные места Библии в подтверждение отвлеченных тезисов потребовала заменить свиток кодексом (книгой, которая одновременно может быть заложена на разных страницах) и находить "параллельные места" в Библии: например, соответствия между пророчествами Ветхого Завета и событиями Нового Завета. В традиционной книжной культуре гипертекст создавался отсылками на полях или сложным многоуровневым устройством указателя к книге, современные информационные технологии позволяют размечать текст и обеспечивать переход простым запросом (нажатием на выделенный гиперлинк). Признаки гипертекста мы находим во многих произведениях современной литературы, построенных по принципу ветвящегося "дерева", а не линейного изложения от начала к концу.

Следует добавить к ответу Александра Маркова, что не только древовидное устройство текста практикуется в литературе. Одной из основных черт современного гипертекста является не возможность "перескакивания" или "развертывания", а принципиальное отсутствие Начала текста и его конца. Самый показательный пример такого текста - это Википедия, в рамках которой, в теории, можно бесконечно переходить от текста к тексту и от смысла к смыслу. По сути, это бесконечный текст, который выстраивается каждый раз заново, в зависимости от читателя и пользователя. Одна из поднимаемых философских проблем, таким образом, "Взаимосвязь всех явлений природы, человека, его фантазий/конструкций (текстов обо всем)". В художественной литературе такой гипертекст (без начала и конца) попытался воплотить Милорад Павич со своим "Хазарским словарем".

Однако, есть и принципиально иная трактовка понятия гипертекст (не в техническом, а литературоведческом плане). Она принадлежит и воплощена в художественных работах Умберто Эко: гипертекст как многоуровневый текст. Здесь имеются ввиду не классический еще для средневековья поиск четырех уровней смысла [священного] текста (буквальный, моральный, аллегорический, анагогический), а в целом утверждения, что составленный определенным образом текст будет обладать множеством "уровней" и "отссылок", распознать которые сможет только подготовленный читатель. И таким приемом автор может попытаться выразить свою мысль еще яснее, давая своему читателю своеобразную игру в прятки.

Гипертекст очень широко используется в электронных публикациях, компьютерных приложениях и позволяет разнообразить подачу информации . Если Вы хоть раз имели дело с графическим интерфейсом пользователя любой операционной системы , то уже знакомы с гипертекстом, гипертекст — это щелкнул и перешел.

Идея гипертекста, как и всякая здравая идея, проста и состоит в том, чтобы дать человеку средства воспринимать информацию в определяемой им последовательности.

Ассоциативное мышление свойственно человеку. Все мы знаем, как трудно бывает изложить на бумаге сложившиеся в голове мысли, как много при этом теряется. Здесь проявляются издержки нашей фонетической письменности (в отличие, например, от китайской или японской), которая определяет линейную организацию информации . Имеются, естественно, и счастливые исключения, например, некий персонаж М.Е. Салтыкова-Щедрина, прочитав документ толщиной в три пальца, заявил: «Понять не могу, но ответить могу».

Существует большое число определений гипертекста и систем, поддерживающих работу с гипертекстом, наиболее характерные из которых приводятся на врезке.

Давайте попробуем посмотреть, что нужно, чтобы организовать работу с гипертекстом с помощью компьютера. Гипертекст нужен для организации взаимосвязей между различными объектами (документами, фрагментами документов или программами). Таким образом, первое, что нам необходимо, это организация чувствительных областей, активизация которых, например, щелчок мыши, нажатие клавиши клавиатуры или слово, произнесенное в микрофон, приведет к переходу от одного объекта к другому.

Виды гипертекста

Чувствительные области могут быть встроены в объекты (это называется внутренним гипертекстом) (рис. 2.1.3.1а) или быть организованными в отдельные объекты (это называется внешним гипертекстом) (рис.2.1.3.1б).

Рис. 2.1.3.1 Виды гипертекста

Приведем примеры. Когда пользователь запускает браузер для просмотра документов во Всемирной паутине, он работает с гипертекстом, так как его элементы (гиперссылки) встроены в Web-страницы. Когда же мы щелкаем мышью на рабочем столе Windows по значку программы или документа, мы используем внешний гипертекст, так как программы и документы, на которые ссылаются значки, «ничего не знают» о том, что являются элементами гипертекста. Переход может осуществляться как на начало документа, так и на произвольное место в нем. Из примеров видно, что гипертекст легко и естественно используется в современных компьютерных технологиях.

Второе, что необходимо для работы с гипертекстом — это гипертекстовые связи между объектами. Эти связи могут быть однонаправленными (рис. 2.1.3.1в), двунаправленными и множественными, как это показано на рис. 2.1.3.1 г, д.

Гипертекстовые переходы между объектами могут быть безусловными, а могут осуществляться только при выполнении некоторых условий, например, на рис. 2.1.3.1е представлена так называемая нагруженная связь, отражающая отношение между объектами, в данном случае «включать в себя». Из приведенных выше определений видно, что гипертекст в основном рассчитан на представление информации для людей, в то же время использование нагруженных связей позволяет использовать гипертекст для представления информации для обработки с помощью компьютеров. Так в приведенном выше примере можно обработать запрос вида: «Какие объекты включает в себя данный объект». Отношению можно приписать силу связи, это позволяет ограничивать окрестность, в которой осуществляется поиск.

Объекты и связи образуют сеть. Переходы пользователя или компьютера при просмотре информации называется гипертекстовой навигацией.

Гипертекстовые системы

За последние пятьдесят лет разработано большое число гипертекстовых систем. Мы рассмотрим только реализацию гипертекста во Всемирной паутине на основе языка разметки HTML.

Давайте посмотрим, каким образом гипертекст используется в HTML, прежде всего, выясним, каким образом указывать адреса целевых объектов, на которые осуществляется переход. Адрес объекта задается с помощью так называемых унифицированных указателей объектов (ресурсов) (URL - Uniform Resource Locator). Унифицированный указатель ресурса состоит из трех частей: протокола, адреса компьютера, на котором расположен ресурс, и пути в файловой системе компьютера.

По умолчанию используется протокол HTTP. Однако браузер представляет собой многоцелевой инструмент, так что можно использовать и другие протоколы, например, передавать файлы по протоколу FTP, обращаться к документам в файловой системе локального компьютера.

Название протокола завершается двоеточием и двумя косыми чертами, после которых идет адрес компьютера, на котором расположен ресурс. Этот адрес может быть представлен либо в виде доменного имени, например, www.mpei.ru, либо в виде так называемого IP-адреса, однозначно определяющего адрес компьютера в Интернете, например, 193.233.70.01. IP-адрес представляет собой 32-разрядное двоичное число, состоящее из четырех байтов. Значения байтов адреса представляются четырьмя десятичными числами от 0 до 255, разделенными точками.

Третья часть адреса, определяющая местонахождение объекта в файловой системе сервера отделяется от доменного имени (IP-адреса) сервера косой чертой и включает в себя путь к требуемому объекту, например, http://myServer.com/manuals/chapter.html.

Описание гипертекста в html осуществляется с помощью специального конструкции-тега . Выглядит это так:

чувствительная область гиперссылки

Здесь в адресе объекта указывается унифицированный указатель ресурса для объекта, к которому осуществляется гипертекстовой переход, а чувствительная область объекта - это выделенный текст (в примере чувствительная область гиперссылки) или изображение, щелчок мышью на котором приводит к гипертекстовому переходу к объекту.

Переход для описанных выше гиперссылок осуществляется в начало целевого документа.

Если требуется перейти к некоторому фрагменту внутри целевого документа, то в нем требуется определить так называемую закладку, например, .

Переход к закладке осуществляется кодированием ее имени, предшествуемым символом #. Переход для рассмотренных выше гиперссылок осуществляется в начало целевого документа. Если требуется перейти к некоторому фрагменту внутри целевого документа, то в нем требуется указать закладку, например,

чувствительная область

Как видно из сказанного выше, HTML позволяет реализовывать только однонаправленные ненагруженные гипертекстовые связи. Тем не менее, даже в таком урезанном виде гипертекст обладает высокой функциональностью и широко применяется.

Структура электронных изданий

В отличие от традиционных изданий, например, книг электронные издания (ЭИ) благодаря гиперссылкам позволяют создавать разнообразные навигационные структуры, т.е. способы просмотра издания, на основе базовой сетевой структуры, приведенной на рис. 2.1.3.1. С помощью гиперссылок автор издания может образовать любую сеть.

Следует иметь в виду, что навигационная структура очень важна для сетевых электронных изданий. Дело в том, что сетевое электронное издание первоначально представляет собой набор отдельных экранных страниц. Объем страниц ограничивается логической структурой издания и временем ее загрузки на стороне пользователя. Считается, что максимальное время загрузки страницы не должно превышать 30 секунд, чтобы не раздражать пользователя и не рассеивать его внимания. Навигационная структура необходима для того, чтобы связать отдельные страницы издания в единое целое, играя роль переплетной мастерской. Дело осложняется еще и тем, что читатель электронного издания, может начать работу с ним с любой его страницы, так как автор ЭИ не может контролировать гиперссылки, сделанные на страницы ЭИ в других ЭИ.

Иерархическая структура

Наверное, самый легкий и логичный способ конструирования межстраничных связей в электронном издании — иерархическая структура или, что то же самое, меню, как показано на рис. 2.1.3.2. Иерархическая структура прекрасно подходит для больших электронных изданий, так как моделирует оглавления, имеющиеся в большинстве традиционных печатных изданий.

Рис. 2.1.3.2. Иерархическая структура

В начале работы с таким ЭИ перед читателем появляется меню основных разделов. Выбрав один из них, читатель переходит к списку подразделов, который, в свою очередь, ведет к развернутой информации по некоторому вопросу. Разумеется, число уровней может быть разным, но в большинстве случаев не превышает трех. В ЭИ с иерархической структурой пользователь легко определяет свое текущее положение. Он может выбрать одно из двух направлений перемещения: вверх, т.е. к более общей информации, или вниз — к специализированной. Обычно на основной странице представлен обзор содержания ЭИ. Здесь же должны быть гиперссылки на страницы следующего уровня иерархии.

Линейная структура

Линейная структура напоминает обычную книгу. Как показано на рис. 2.1.3.3, страницы ЭИ следуют друг за другом, а основная страница ЭИ играет роль титульной страницы книги. В линейной структуре на каждой странице имеются только две гиперссылки: вперед и назад. Можно также добавить гиперссылку на основную страницу издания.

В линейной структуре обычно легко определить, где находишься, из-за ограниченных возможностей переходов по гиперссылкам.

Рис. 2.1.3.3. Линейная структура

Линейная структура предоставляет ограниченные возможности автору ЭИ для представления информации , а пользователям — для навигации. Она подходит для непосредственного переноса традиционного издания в электронное. Ею также целесообразно пользоваться и тогда, когда требуется ограничить перемещение читателя по изданию. Для пиктограмм для линейной структуры издания подходят стрелки влево и вправо.

Линейная структура с альтернативами

Жесткость и ограниченность линейной структуры можно ослабить, позволив пользователям отклоняться от основного пути. В линейной структуре с альтернативами на одной из страниц, как это показано на рис. 2.1.3.4, может быть несколько гиперссылок на линейные подструктуры. Такие линейные подструктуры могут заканчиваться одной и той же страницей.

Рис. 2.1.3.4 Линейная структура с альтернативами

Пусть, например, вы описываете установку на компьютере пакета программ, причем все шаги этой процедуры, кроме одного, не зависят от типа компьютера. Структура такого электронного издания хорошо укладывается в линейную структуру с альтернативами, как это показано на рис. 2.1.3.4.

Иерархически-линейная структура

Иерархически-линейную структуру имеет практически любая книга. Действительно, иерархическую составляющую обеспечивает оглавление, а линейную - листание страниц книги. Иерархически-линейная структура в ЭИ поддерживается лучше, чем в традиционном издании, так как, найдя нужный раздел в оглавлении, не нужно запоминать номер страницы и листать книгу, а достаточно щелкнуть мышью на соответствующей гиперссылке. На рис. 2.1.3.5 изображено ЭИ с иерархически-линейной структурой. Сочетание линейной и иерархической структур позволяет пользователю перемещаться в четырех направлениях: вверх, вниз по иерархии, а также вперед и назад на одном уровне иерархии (см. рис. 2.1.3.5). Следует отметить, что при этом легко заблудиться, и потому для навигации необходимы пояснения: каждая страница должна иметь гиперссылки вперед, назад, в начало ЭИ и вверх. Задумаемся над тем, чему соответствует переход вверх по иерархии.

Рис. 2.1.3.5. ЭИ с иерархически-линейной структурой

Рассмотрим следующий пример. Пусть в ЭИ имеется двухуровневое оглавление. На первом уровне перечислены главы, а на втором уровне для каждой главы имеются гиперссылки на ее разделы.

Если мы перешли на страницу основного текста непосредственно от оглавления второго уровня, то под переходом вверх по иерархии естественно понимать возврат к оглавлению второго уровня. Но как быть в том случае, когда мы последовательно читаем текст ЭИ и перешли от первой главы ко второй? Перейдя вверх по иерархии, мы попадем в оглавление второй главы, которое не просматривали ранее, а это противоречит свойствам иерархической структуры и потому дезориентирует читателя, который полагает, что все переходы вверх по иерархии (как и все переходы вниз) подчиняются одним и тем же правилам.

Можно предложить два решения:

  • Отказаться от горизонтальных переходов между линейными последовательностями. Для рассмотренного выше примера это означает, что переход от текста первой главы ко второй осуществляется только через верхний уровень иерархии.
  • Сопроводить гиперссылки подробными комментариями о страницах, на которые они указывают.

Сетевая структура

Сетевая структура образована неупорядоченным множеством связей между страницами, причем читатель переходит от страницы к странице по произвольному маршруту, используя гиперссылки. Пример сетевой структуры изображен на рис. 2.1.3.6.

По таким электронным изданиям можно перемещаться без определенной цели. Они удобны тогда, когда автор намеренно хочет сделать изложение бессистемным, моделирующим ассоциативное мышление или побуждающим к случайному просмотру. Всемирная паутина сама является гигантской сетевой структурой. Многие игры имеют сетевую структуру.

В ЭИ с сетевой структурой очень легко заблудиться. Не имея плана ЭИ, трудно установить, как соотносятся между собой страница, находящаяся перед вами, и та, к которой вы осуществляете переход. Часто бывает нелегко найти также соотношение между текущей и пройденной страницей. Во многих случаях вернуться к началу пути можно, только проделав все шаги в обратном порядке.

Рис. 2.1.3.6. Сетевая структура электронного издания

Сетевая структура плохо подходит для ЭИ, предназначенных для получения информации по конкретному вопросу, так как поиск ее может затянуться, а иногда оказаться безрезультатным. Облегчить ориентацию в ЭИ с сетевой структурой можно следующими способами:

  • создать на каждой странице гиперссылку на основную страницу;
  • поместить на каждой странице карту ЭИ с указанием положения данной страницы в издании или каких-либо иных пояснений читателю о том, где он находится в данный момент.

В информатике гипертекст - это понятие, обозначающее текст, отформатированный при помощи языка разметки и имеющий в своей структуре гиперссылки на другие элементы. В более широком смысле гипертекстом называется любой текст, включающий в себя внутренние отсылки от одной части к другой.

Понятие гипертекста

Основная составная единица гипертекста в информатике - это ссылка. Посредством документы и web-страницы сообщаются между собой, давая отсылки на необходимый материал.

Чтобы понять, что такое гипертекст, стоит рассмотреть простой пример. Допустим, человек читает энциклопедию и на одной из страниц видит неизвестный ему термин, рядом с которым стоит сноска, указывающая на то, что смысл этого термина раскрывается на определенной странице. Он перелистывает книгу, попадает на искомую страницу и получает оттуда нужную информацию. В информатике все происходит аналогичным образом, за исключением большей интерактивности — в web-документе некоторые блоки данных оформляются ссылками, нажав на которые, читатель попадает на другую страницу, которая подробно раскрывает интересующую его тему.

Кроме текстовой информации и ссылок, гипертекст может содержать в себе графические элементы, видео, аудиозаписи.

Форматирование происходит на языке гипертекста HTML, при помощи которого в текст можно добавить ссылку или другой интерактивный элемент. Соответственно, тексту задается определенная структура и упорядоченность.

Предпосылки к появлению гипертекста

Необходимо сказать несколько слов о возникновении гипертекста в информатике. Это понятие начало зарождаться еще в начале ХХ века, когда американский научный сотрудник Ванневар Буш разработал идею специальной машины, способной просматривать и записывать в форме пленочных микрофильмов различные документы. Инновации в подходе Буша заключались не в самом принципе подобного устройства, а в механизме доступа к информации, который должен был реализоваться как раз методом перекрестных ссылок. Соответственно, можно сказать, что он и был первым изобретателем гипертекста как модели взаимодействия с блоками информации. Ссылки в его системе должны были указываться на дополнительных полях документов, отправляя пользователя к конечной информации.

Возникновение гипертекста и создание Всемирной паутины

Однако Буш предложил только систему, а кем был введен термин "гипертекст"? В 1965 году этот термин впервые появился в публикации ученого Он разработал свою систему взаимодействия и упорядочивания текста, которую назвал Xanadu. Определение гипертекста от Нельсона звучит так:

Гипертекст — это форма письма, которая ветвится или осуществляется по запросу.

Таким образом, он и стал изобретателем гипертекста, дал ему соответствующее название и четкое определение, исходя из которого люди рассматривают гипертекст в привычном для них понимании как текст, по которому пользователь может перемещаться нелинейно, по ссылкам.

Следующим шагом в развитии гипертекста стала первая конференция Hypertext"87 - 99, проведенная в США. Идеи, представленные на этой конференции, заинтересовали многих ученых.

Спустя два года, в 1989 году, Тим Бернерс-Ли предлагает революционную идею создания широчайшего гипертекстового проекта - WWW (World Wide Web), а годом позже появляется HTML, который дал возможность создания web-страниц.

Несколько слов об HTML

Это язык разметки гипертекста, позволяющий выполнять форматирование отдельных элементов web-страницы для создания необходимой структуры конечного документа. Он не является языком программирования: говоря простыми словами, HTML при помощи тэгов указывает каждому элементу страницы на его место и выполняемый функционал.

HTML интерпретируется в браузере — на экране, где выводится страница сайта, можно видеть результат заданного форматирования. Раньше HTML использовался в том числе и для базового оформления сайтов, однако со временем этот функционал практически полностью перешел к таблицам стилей CSS.

Изначально этот язык не имел возможности поддержки мультимедиа, а только структурировал текстовый документ. Он задумывался как язык, который не должен был иметь привязку к конкретной платформе и был призван отображаться на любых устройствах вывода, однако со временем эта возможность отпала, а упор был сделан на широкий мультимедийный функционал вместо кроссплатформенности.

За все время существования языка разметки гипертекста HTML установились определенные стандарты. Сейчас используется HTML пятой версии. До 1995 года стандартизации как таковой не было, существовало много неофициальных и полуофициальных вариантов. В четвертой версии произошла глобальная очистка стандарта от устаревших элементов, многие тэги были упразднены, а для стилизации документов стало принято использовать CSS.

Структура гипертекста

Как указано выше, гипертекст состоит из текста документа, содержащего в себе ссылки. Каждая ссылка, в свою очередь, состоит из двух элементов:

  • адресная часть;
  • указатель.

Адресная часть содержит в себе информацию о том, куда именно данная ссылка перенаправляет, а указатель — это отображаемая для пользователя часть ссылки, по которой он переходит. Для понимания, что такое гипертекст, стоит рассмотреть пример того, как форматируется ссылка.

Это выглядит следующим образом:

Google

В этом примере адрес google.com будет адресом, на который клиент перейдет, когда нажмет на слово Google (оно будет выделено цветом, подчеркиванием или еще каким-либо заданным образом в тексте документа).

Это очень гибкая система, благодаря которой можно попадать на документы, задействованные во внутренней структуре сайта, а также на внешние ресурсы.

В заключение

Итак, в статье рассмотрено, что такое гипертекст в информатике. Это очень широко используемая система в интернет-технологиях. При его помощи не только форматируются web-страницы для удобства использования, он также незаменим в таких областях, как SEO-технологии, когда содержимое сайта средствами языка разметки HTML оптимизируется для работы поисковых систем. Кроме того, он широко используется в работе с мультимедиа технологиями и графикой.

Умение использовать гипертекст необходимо не только в среде web-разработчиков: это базовое знание, которое будет полезно для любого уверенного пользователя, чтобы грамотно ориентироваться в сети интернет.

понятие структурной лингвистики и постмодернистской философии науки, обозначающее максимально широкую языковую реальность, фактически налично функционирующее в обществе определенного исторического периода знание. Иногда понятие гипертекста употребляют как синоним социокультурного фона определенной исторической эпохи. Гипертекст - максимально широкая, глубокая и вместе с тем наиболее неопределенная и многозначная языковая социокультурная реальность, но именно на этом фундаменте созидается и постоянно перестраивается здание науки. (См. текст, интертекст, неявное знание).

Отличное определение

Неполное определение ↓

гипертекст

ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) - способ представле ния информации, совокупность блоков информации между которыми установлена система связей. Г. позволя ет переходить от одного блока информации к другому, варьируя последовательность ее обработки. Этим Г. от личается от линейного текста, который позволяет обра батывать информацию только единственным способом последовательно, один блок за другим. Идея Г. тесно свя зана с компьютерным представлением информации В настоящее время, в частности, Г. представляет собой основной принцип организации интернет-сайтов, а возможно, и всей сети Интернет в целом. В этом смысле противопоставление Г. линейному тексту связано с противопоставлением компьютера бумажным носителям. Текст в книге с необходимостью является линейным. Обращение к Г. происходит также в рамках работ по созданию искусственного интеллекта. В современных когнитивных исследованиях высказываются гипотезы о том, что информация в сознании человека также может быть представлена в виде Г. В таком случае структура знания должна отличаться от линейной последовательности речи, с помощью которой это знание передается. К этой идее близко (хотя и не тождественно) представление о том, что гипертекстовой структурой обладает человеческое познание. Последнее включает в себя совокупность различных познавательных актов, таких, напр., как наблюдение, принятие допущений, выдвижение гипотез, связи между которыми имеют далеко не линейный характер. Г.Б. Гутнер Г. - термин, введенный в 1960-х для обозначения комбинации текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам (порциям) информации. Однако идеология гипертекстовой среды, вероятно, была впервые предложена еще в «докомпьютерную эпоху» в статье В. Буша «Как мы, возможно, думаем» (1945). Анализируя работу мозга и процессы мышления, Буш предложил при хранении информации в вычислительной машине использовать ассоциативные связи между отдельными документами и их фрагментами. В этой же работе рассмотрены возможности коллективной работы людей над одним и тем же документом и предложен способ «закладок», т.е. способ сохранения цепей ассоциативных ссылок и соответствующих замечаний отдельных исследователей. Сегодняшняя гипертекстовая система реализует способ хранения и манипулирования информацией, при котором эта информация хранится в виде сети связанных между собой узлов. В самом простом варианте узел определяется как некоторое окошко вокруг ключевого слова. Размер окошка может регулироваться, напр., путем определения количества строк относительно ключевого слова. При этом, в принципе, каждый пользователь может организовывать свою собственную сеть, основанную на его личных ассоциациях и интересах. Такая идеология гипертекстовых сред делает их построение аналогичным структуре семантических сетей. Технология установления связей, как правило, закладывается разработчиком, но указание на то, от какого узла к какому следует перейти, делает сам пользователь. В стандартном режиме допускается прямое указание имени узла, напр., путем использования ключевых (ссылочных) слов, выбранных автором исходного Г. В качестве ссылочных элементов могут использоваться не только ключевые слова, но и любые фрагменты текста или графики, такие как часть рисунка, пиктограмма. Эти элементы выделяются цветом, шрифтом или любым др. способом. Выбор пользователем такого элемента вызывает на экран содержимое связанного с ним блока информации. В результате пользователь по мере изучения предмета или документа устанавливает те связи, которые соответствуют его ассоциациям, способу мышления, интересам и уровню знаний, и может изучать документ в интересующем его порядке. Хорошим примером использования гипертекстовой идеологии является работа человека со словарем, когда он по ссылкам одной статьи может переходить к другим. Однако такая свобода имеет и отрицательные стороны, связанные с опасностью потери ориентировки в материале. Дело в том, что Г. можно рассматривать как перестраиваемую пользователем сетевую базу данных, т.е. базу, не имеющую стандартной структуры. Поэтому при работе с гипертекстовыми системами возникает сложная «проблема навигации». Для ее решения используют различные средства. Общая идея решения заключается в применении опосредованного управления, при котором каждому узлу приписывается список атрибутов (характеристик). Специальная программа сопоставляет эти атрибуты с запросом пользователя, в котором определены цели его работы на языке атрибутов. Напр., пользователь может определять фильтрацию материала, т.е. накладывать ограничения на связи узлов и делать доступными только некоторые из типов связей. Остальные связи делаются «невидимыми» в данном сеансе работы. Такая фильтрация полезна, если связи разного типа ориентированы на выполнение разных задач. Если в списке атрибутов присутствуют ключевые слова, то они могут обозначать тип связи между узлами. Примерами связей могут служить ключи: «содержит», «есть то же самое», «аналогично», «пример», «используется для», «имеет части», «относится к группе» и т.д. Другой тип фильтрации может регулировать уровень глубины просмотра проблемы с помощью указаний: «просматривать только заголовки тем», «только выводы», «только иллюстрации» и т.д. Для улучшения навигации также используют средства, помогающие ориентироваться во взаимосвязях уже осмотренных узлов. К таким средствам относятся: список узлов, которые посетил пользователь, и узлов, связанных с ними; дерево (граф) узлов, которые посетил пользователь, и путь пользователя по этому дереву. В результате исследования навигационных маршрутов, проявляемых при обучении в гипертекстовой феде, были выявлены 2 основных типа стратегий поиска информации: 1) целенаправленный поиск, когда пользователь точно знает цель поиска и мало отвлекается на изучение побочной информации; 2) сканирование, когда пользователь просматривает большое количество информации, проводя широкое и часто бесцельное ознакомление с содержанием узлов; этот случай показывает актуальность помощи пользователям в постановке цели, коррекции путей освоения материала, ориентировании в Г. Для решения этих вопросов используются методы предоставления пользователям возможности иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на важные, по мнению разработчиков, места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах разработчик может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки и пр. Особое значение имеет использование для этих целей методов искусственного интеллекта, и в частности - элементов экспертных систем, которые могут осуществлять функции консультанта при выборе пути навигации. При просмотре пользователем некоторого узла экспертные системы могут помочь в определении дальнейшего пути, подсказать наиболее подходящие узлы для дальнейшей навигации. Аналогичная функция применяется в материалах для программированного обучения; при разработке подобных курсов преподаватель в полной мере решает вопрос о последовательности изучения отдельных тем в какой-либо предметной области. Логика такого обучения близка логике экспертных систем и может быть выражена формулой: «При достижении результатов обучения А, В, С по теме N рекомендуем перейти к изучению области G». Другим способом помощи в поиске является применение комбинаций ключевых слов, объединяемых с помощью логических связок «и», «или», «не». Напр., находясь в узле, описывающем свойства треугольника, разумно искать дальнейший путь с помощью объединения ключевых слов во фразу типа: «подобие» ИЛИ («равенство углов» И «пропорциональность сторон»). Важным методом снижения отрицательного влияния излишней свободы выбора пути в гипертекстовых системах является подсказка типа: «Имеет место отклонение от изучаемой темы». Система осуществляет ее автоматически, как только пользователь переходит в неподходящий узел. Принцип механизма подсказки заключается в сравнении близости изучаемой и новой тем. Критерии близости тем могут быть разными, а степень их близости - заранее задана автором. Близость может определяться числом узлов, расположенных между двумя сравниваемыми темами, на некотором уровне подробности изложения: на уровне оглавления или подзаголовков. Еще одним важным навигационным средством помощи является метод маршрутов. Маршруты представляют собой направленные путешествия по учебному материалу. Процесс обучения представляется в виде метафоры путешествия, в процессе которого вызывают пиктограмму «экипаж» с указанием маршрута и пользуются этим экипажем по мере надобности, имея право сойти с него, побродить самостоятельно и вернуться к месту стоянки. Наряду с маршрутами, типичными навигационными средствами помощи являются «карта» и «индекс». Карта представляет собой вариант описания пути навигации с указанием текущего местоположения учащегося. В самом простом случае - это перечень ранее посещавшихся узлов, в более сложных - это дерево (граф) изученных пользователем узлов с соответствующими аннотациями и указанием типов связей, по которым были совершены переходы. В некоторых системах поддерживается механизм запоминания путей пользователя под определенными именами, что дает возможность вернуться к ним при необходимости. Для аналогичных целей используются также системы закладок, оставляемых в некоторых просмотренных узлах. Под «индексом» обычно подразумевают некоторый алфавитный указатель, который предназначен для совместного использования с картой и маршрутами. Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что Г. является очень удобной средой для организации учебного материала в соответствии с требованиями теории обучения. Действительно, гипертекстовые средства: 1) поддерживают многообразные формы представления учебного материала, давая при этом возможность выбора наиболее адекватных форм для решения конкретных задач; 2) поддерживают развитую структуру учебного материала, имеющую разные связи между отдельными темами, параграфами и блоками информации. Эти возможности обеспечивают использование в учебном процессе педагогических и психологических закономерностей, в соответствии с которыми усвоение материала тем легче и точнее, чем больше число его связей с другими частями изучаемого предмета. Усвоение отдельных фактов и теорий тем прочнее, чем больше учащийся самостоятельно исследует взаимосвязи этих элементов и использует их при решении задач. Таким образом, гипертекстовая среда, с одной стороны, представляется оптимальной для реализации курсов управляемого преподавателем программированного обучения, с другой - она позволяет удобно реализовать идеологию самостоятельной работы учащегося по построению собственных маршрутов изучения предметной области. В.М. Кроль

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В статье про я писал, что фактическим родоначальником этого «чуда» стал один человек — Тим Бернерс-Ли. Он разработал все основные концепции глобальной сети и реализовал их. И как раз одним из основополагающих факторов в этом деле стал гипертекст .

Что такое гипертекст? Справедливости ради стоит сказать, что понятие это появилось несколько раньше и использовалось в печатных изданиях (литературе). Это уже потом оказалось, что такая организация информации как нельзя лучше подходит для реализации концепции доступного и всем понятного интернета. Данный принцип заключался в такой организации текста, когда линейность повествования заменялась возможностью перехода по разным ссылкам (связям).

Благодаря этому свойству гипертекст можно читать в разной последовательности, тем самым получая различные варианты линейного текста (ну, вам это, как пользователям интернета со стажем, сейчас должно быть понятно — захотели по ссылке перешли, а захотели продолжили изучать эту страницу дальше). В роли узлов гипертекста должны были выступать так называемые , которые мы сейчас называем просто ссылками. Но гипертекст — это не только «ценный мех»...

Гипертекст — это...

Как я уже говорил, впервые гипертекст стал использоваться в печатных изданиях. Есть примеры литературных произведений, которые были написаны в этом формате, когда можно было осуществлять чтение не только линейно, но и переходя на определенные фрагменты. Наверное, самой наглядной иллюстрацией такого построения печатного текста могут быть справочники, словари и энциклопедии.

По сути, это гипертекст в чистом виде. Судите сами. Как вы используете словарь, справочник или энциклопедию ? Читаете все подряд, страницу за страницей? Вряд ли, хотя такое использование (линейное) тоже возможно. Но чаще вы используете оглавление, алфавитный указатель или расположенные на страницах ссылки (сноски), чтобы переходить к чему-то, что вам в данный момент интересно, а не читать все подряд. Замечательное свойство, не правда ли?

В этом и состоит вся прелесть гипертекста. Он позволяет размещать в сети огромные массивы информации, но каждый пользователь не должен будет читать все от начала и до конца — он может попасть на какой-то отдельный фрагмент (страницу сайта), а уже дальше перемещаться по ссылкам ведущим с нее на другие страницы этого же или другого сайта. Так же можно осуществлять поиск по всему массиву интернета с помощью поисковых систем или каталогов, либо отслеживать появление новой информации на отдельных интересных вам сайтах (опят же не читая на них все подряд).

Именно этот принцип разрыва линейности текста и стал основополагающим. Да и само название гипертекст подразумевает текст сверхвысоких размеров. Ведь весь интернет можно представить как один бесконечный по сути , который собран из отдельных фрагментов связанных между собой гиперссылками (узлами).

Для реализации принципа гипертекста и гиперссылок Тиму Бернерсу-Ли понадобилось с нуля создать и разработать сразу несколько вещей:

  1. Во-первых, нужен был новый протокол передачи данных, которым стал всем вам сейчас известный протокол HTTP (HTTPs).
  2. Во-вторых, был разработан с нуля , аббревиатура которого сейчас известна всем вебмастерам в мире.
  3. Следующим шагом стало создание стандартов . Первый позволял идентифицировать документ на отдельном сервере (сайте), а второй позволял подмешать в идентификатор URI или .
  4. Осталось сделать всего лишь один шаг для того, чтобы всемирная паутина WWW, наконец-то, заработала и стала востребована пользователями. Знаете какой? Конечно же, нужна была программа, которая бы на компьютере пользователя могла отображать содержимое любой запрошенной в интернете (с помощью URL адреса) веб-страницы. Такой программой .

Вообще, поражает тот факт, что все необходимые инструменты для современного интернета (гипертекста) были созданы всего лишь одним человеком за столь короткое время. Браво.

Да, со временем в дополнение к разработанному Бернерсом-Ли языку Html добавился еще и . Благодаря этому часть операторов в Html стала не нужна, а им на замену для красивого оформления гипертекста пришли гораздо более гибкие инструменты каскадных таблиц стилей, которые позволили существенно повысить привлекательность и гибкость дизайна у создаваемых сейчас сайтов.

Так что же такое гипертекст? Да это практически все (на 99.9%), с чем вы сталкиваетесь при использовании интернета — сайты, социальные сети, поисковики, даже видеопорталы и онлайн-игры. Все это построено и использует принципы того самого гипертекста, хоть мы уже это особо не осознаем, ибо все стало обыденностью...

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Ссылка - что это такое и как ее создать
Когда появился интернет - история сети и когда отмечается день интернета Что такое контент Что такое пролог
Как онлайн сделать надпись на фото или наложить текст на картинку Мем - что это такое, кто их создает и как сделать свои мемы в онлайн-генераторе Аллюзии - это новое с намеком на старое
ВЕБ - что такое web 2.0, веб-поиск, вебсайт, веб-браузер, web-сервер и все остальное с приставкой веб (онлайн) Что такое шипперить и кто такой шиппер Что такое пресс-релиз: содержание, виды, примеры
Что такое рерайт (рерайтинг) и с чем его едят?



Понравилась статья? Поделитесь ей