Контакты

«Цифровая армия»: технологии будущего для российской армии. Учебное пособие: Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил РФ Информационное обеспечение деятельно

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 42-45

Д. П. ПРУДНИКОВ

ПРУДНИКОВ Дмитрий Петрович родился 1 августа 1974 года. Срочную службу проходил в Московском военном округе. В 2001 году с отличием окончил факультет культуры и журналистики Военного университета МО РФ. Служил на различных должностях в Северо-Кавказском и Московском военных округах. С 2005 года - адъюнкт кафедры политологии Военного университета МО РФ. В 2007 году уволен из ВС РФ с должности старшего редактора газеты «Красная звезда» в связи с переходом на службу в Министерство внутренних дел РФ. В настоящее время - старший инспектор по особым поручениям Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России.

НОВЫЕ информационные технологии и развертывающаяся в мире глобальная информатизация открывают небывалые возможности во всех сферах человеческой деятельности. Становится все более очевидным, что и общественный прогресс и развитие каждого человека сопровождаются и даже в значительной степени определяются развитием информационной сферы. В «Военной доктрине Российской Федерации» говорится, что ее реализация достигается и за счет информационных мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Другими словами, информация выступает одновременно как ее цель, ресурс и средство. В этой связи неизменно возрастает роль информационного обеспечения в военно-управленческой деятельности.

Информационное обеспечение военного управления представляет собой совокупность информационных ресурсов, средств и технологий, находящихся в распоряжении органов управления и их должностных лиц, а также деятельность, направленную на их создание, совершенствование и обеспечение их бесперебойного функционирования. Основной целью информационного обеспечения военного управления является повышение устойчивости управления военной организацией государства, его Вооруженными Силами в условиях информационного воздействия противника. Указанная цель достигается комплексом мер разнопланового характера.

Так, специфическими направлениями функционирования системы информационного обеспечения сферы обороны являются: выявление информационных угроз и их источников, определение практических задач по их нейтрализации; развитие специального программного обеспечения, прикладных программ и средств защиты информации в автоматизированных системах управления военного назначения; совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием; совершенствование структуры функциональных органов системы информационного обеспечения сферы обороны и координация их взаимодействия; совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы и др.

Однако в целом информационное обеспечение военно-управленческой деятельности не является сугубо оперативно-тактической или технологической задачей. По своим целям, содержанию, результатам оно относится и к сфере политики, что четко прослеживается при выявлении слагаемых информационного обеспечения военного управления. Помимо названных специфических направлений оно включает в себя:

равноправное вхождение страны в мировое информационное пространство, в том числе при включении ее информационных ресурсов в глобальные информационно-телекоммуникационные сети;

доведение до российской и международной общественности достоверной информации о военной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по актуальным военно-политическим проблемам;

создание и совершенствование информационной инфраструктуры, ее техническое и программное развитие;

развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок;

разработку и внедрение информационных технологий управления войсками и оружием и информационных комплексов вооружения и военной техники, автоматизированных систем военного назначения, а также систем управления ими;

защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России, сохранение государственной и военной тайны, усиление контроля за использованием информации в организациях, занятых военной деятельностью;

обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

активное противодействие информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника, ослабление (подрыв) его информационных возможностей;

ведение спецпропаганды на население и войска противника и нейтральных стран с целью формирования у них мнения, выгодного для воздействующей стороны;

подготовку квалифицированных специалистов по информационно-технической и информационно-психологической борьбе;

сбор, обработку и продвижение объективной информации, необходимой для оценки обстановки и принятия решения, доведение до исполнителей информации, необходимой для их организации и мобилизации, распространение информации, обеспечивающей понимание и поддержку принятого решения.

Информационное обеспечение включает в себя два потока информации, от военного управленца и к военному управленцу. Так, информационное обеспечение должно дать командиру материал, позволяющий воссоздать истинную картину ситуации, в которой ему предстоит действовать. При этом работа командиров и штабов определяется как анализ и оценка обстановки, которые в свою очередь представляют собой процесс изучения всех факторов и условий, влияющих на выполнение задач и достижение поставленной цели. Эта работа проводится постоянно по мере поступления соответствующей информации. В методологическом плане она заключается в последовательном выявлении, осмыслении и определении роли всех элементов обстановки, которые могут влиять на развитие ситуации. В зависимости от звена управления проводится оценка военно-политической (или общественно-политической, когда речь идет о ситуации внутри страны), стратегической, оперативной или тактической обстановки. Например, для военных управленцев оперативно-тактического уровня предметом анализа являются:

состав, состояние и обеспеченность подчиненных частей и подразделений, их боевые возможности, оперативное положение, состояние системы управления, сильные и слабые стороны, готовность к действиям, а также положение и возможности соседей и войск (сил), решающих задачи в интересах объединения (соединения, части);

экономические и социальные условия, социально-политическая и социально-психологическая обстановка, состояние военно-гражданских отношений в районе расположения и деятельности соединения, части; характер и уровень взаимодействия с органами местной власти и самоуправления; этнодемографическая и религиозная ситуация в регионе; степень социально-политической дифференциации общества, позиции различных составляющих его социальных групп и отношения между ними; направленность и характер действий средств массовой информации; наличие общественных движений и организаций экстремистского толка, незаконных вооруженных формирований; возможность террористических действий;

боевой состав, оперативное положение, боеспособность и моральное состояние войск (сил) противника, система управления и тылового обеспечения, сильные и слабые стороны, намерения и возможный характер действий, наиболее важные объекты (цели) и их координаты, а также характеристика новых средств вооруженной борьбы и способов ведения боевых действий (боя);

природно-географические, включая климатические, условия, оперативное оборудование территории.

Анализ и оценка военно-политической и общественно-политической обстановки осуществляются с определенных позиций. Выявление причинно-следственных связей между составляющими ее элементами имеет целью определение мероприятий по нейтрализации ее неблагоприятных и эффективному использованию положительных факторов. При этом важно иметь в виду, что в оценке сторон учитываются не их реальные силы, а сложившиеся на основе доступной информации представления о них. Эти представления далеко не всегда адекватны действительности. Сложность заключается и в том, что при изучении обстановки декларируемые цели и заявления сил и структур, влияющих на ее состояние, и их практические действия могут существенно расходиться и как следствие их изначального стремления скрыть свои подлинные намерения, так и в силу изменения позиции под давлением обстоятельств. В этой связи для оценки обстановки большое значение имеет изучение социально-психологических качеств и характера предшествовавшей деятельности лиц принимающих решения (командиры противной стороны, руководители учреждений и организаций, лидеры мнений и др.)

Вся информация должна отвечать следующим требованиям: полнота и всесторонность, достоверность, своевременность и оперативность. Оптимальное решение предполагает исчерпывающую информацию обо всех обстоятельствах, влияющих (могущих повлиять) на объекты и ход событий, на которые направлена властно-распорядительная деятельность органов военного управления. С этим связано наличие целого ряда объективных противоречий в формировании информационного поля.

Во-первых, достоверность информации обеспечивается ее перепроверкой, что требует времени и, следовательно, ведет к запаздыванию информации, снижает ее оперативность. И наоборот, оперативность может стать причиной недостаточной надежности информации.

Во-вторых, полнота информации предполагает наличие всех знаний обо всем, что в принципе невозможно. Между тем очень большое количество сведений с трудом поддается обработке. Поэтому избыток или излишняя детализация информации, как и ее недостаток, затрудняют оценку обстановки.

В-третьих, наличие многих и разных источников информации может стать причиной, с одной стороны, повторяемости информации, а с другой - ее несопоставимости.

И, наконец, в-четвертых, определенные трудности связаны с отмеченным в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» обострением противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Другое направление информационного обеспечения - от военного управленца. Оно призвано обосновать его решения, т. е. объяснить и оправдать их как необходимые, целесообразные и выполнимые. Любое решение должно быть по возможности более легитимным.

Эта информация идет в три адреса: на подчиненных (для этого есть специальные структуры, в том числе органы воспитательной работы); на общественность (этим занимаются органы по связям с общественностью); на противника (этим занимаются специальные службы). Разумеется, содержание, объем, характер информации и способ ее продвижения в каждом случае принципиально иные.

Таким образом, информационное обеспечение является важнейшим компонентом военно-управленческой деятельности и представляет собой главным образом предоставление необходимых сведений военным управленцам, что в результате дает им возможность адекватно и более эффективно использовать военную силу. Одновременно информационное обеспечение направлено на создание необходимых условий, благоприятной информационной среды для военно-управленческой деятельности. Такая деятельность осуществляется в большей степени посредством распространения информации среди граждан государства, личного состава вооруженных сил и мировой общественности.

См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

О Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.

2. Центральным органом военного управления, организующим и координирующим информационное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации , является Управление пресс-службы и информации.

В состав органов информационного обеспечения входят: Центр информационного обеспечения Министерства обороны, пресс-секретари командующих и подчиненные им группы информационного обеспечения, помощники командиров по информационному обеспечению, а также иные должностные лица Вооруженных Сил, на которых возложены обязанности по информационному обеспечению Вооруженных Сил.

3. Органы информационного обеспечения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.

4. В процессе своей деятельности органы информационного обеспечения в пределах своей компетенции взаимодействуют с центральными и иными органами военного управления, в установленном порядке - с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

5. Организационная структура органов информационного обеспечения определяется штатом, утверждаемым в установленном порядке.

II. Основные задачи органов информационного обеспечения

6. Основными задачами органов информационного обеспечения являются:

1) участие в реализации государственной информационной политики в области обороны;

2) организация в пределах своих полномочий и осуществление информационного обеспечения Вооруженных Сил;

3) координация деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также военных СМИ по вопросам информационного обеспечения.

III. Функции органов информационного обеспечения

IV. Основные обязанности должностных лиц органов информационного обеспечения

8. Пресс-секретарь командующего подчиняется командующему войсками военного округа (флотом, флотилией) и является прямым начальником личного состава группы информационного обеспечения.

Пресс-секретарь командующего по вопросам, отнесенным к компетенции Управления пресс-службы и информации, подчиняется начальнику Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации.

Пресс-секретарю командующего подчиняются начальники нижестоящих органов информационного обеспечения. Указания пресс-секретаря командующего в пределах его компетенции обязательны для всех нижестоящих органов информационного обеспечения.

10. Помощник командира по информационному обеспечению:

1) подготавливает предложения по решению основных задач информационного обеспечения;

2) рассматривает в пределах своей компетенции письменные обращения по вопросам информирования общественности о жизни и деятельности войск (сил);

3) проводит в установленном порядке аккредитацию представителей СМИ для проведения теле- и фотосъемок, подготовки радиопередач, интервью и других информационных материалов, в том числе для освещения мероприятий по плану соединения, а также мероприятий по согласованию с вышестоящими органами информационного обеспечения по планам руководящих должностных лиц Вооруженных Сил;

4) подготавливает непосредственному начальнику предложения по информационному обеспечению войск (сил) в планы подготовки войск (сил) на период обучения;

5) разрабатывает планы информационного обеспечения войск (сил) и планы-графики выступлений должностных лиц в СМИ;

6) взаимодействует в установленном порядке с главными редакторами региональных и местных СМИ;

7) организует в установленном порядке работу представителей СМИ по планам информационного обеспечения соединения;

8) участвует в разработке служебных документов по информационному обеспечению соединения в условиях введения военного и чрезвычайного положения, в ходе военных конфликтов, проведения миротворческих операций и иных мероприятий с участием войск (сил);

9) осуществляет контроль за организацией работы на абонентском пункте в ГИС "Интернет" и иных имеющихся технических средствах (системах) в интересах информационного обеспечения Вооруженных Сил;

10) готовит по согласованию с вышестоящим органом информационного обеспечения и доводит в установленном порядке официальные заявления и сообщения для СМИ;

11) участвует в установленном порядке в организации и проведении совещаний и консультаций с участием представителей политических и общественных организаций, российской и зарубежной общественности, российских и зарубежных СМИ, информационных структур органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления;

12) разрабатывает в установленном порядке проекты служебных документов по вопросам, относящимся к его ведению;

13) организует в установленном порядке проведение интервью, пресс-конференций, интернет-конференций, брифингов, "круглых столов" с участием представителей командования, а также выступления других должностных лиц соединения в СМИ;

14) готовит информационные материалы о деятельности соединения и направляет их по электронной почте и иным каналам в Управление пресс-службы и информации для последующего размещения на официальном сайте Министерства обороны в ГИС "Интернет";

15) ведет в установленном порядке служебную переписку;

16) дает в установленном порядке разъяснения по вопросам, относящимся к его ведению, представителям СМИ, информационных структур органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений и других организаций Российской Федерации;

17) пользуется в установленном порядке информационными ресурсами соединения;

18) участвует в подготовке и проведении ежегодных совещаний (сборов) руководителей органов информационного обеспечения Вооруженных Сил;

19) дает указания в пределах своих полномочий, организует и проверяет их исполнение.

Помощник командира по информационному обеспечению осуществляет также иные обязанности по решениям командира соединения.

_____________________________

* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации - Управлением пресс-службы и информации; органы информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации - органами информационного обеспечения; пресс-секретари командующих войсками военных округов (флотами, флотилиями) - пресс-секретарями командующих; помощники командиров по информационному обеспечению в соединениях, на военных (военно-морских, авиационных) базах - помощниками командиров по информационному обеспечению; глобальная информационная сеть "Интернет" - ГИС "Интернет"; средства массовой информации - СМИ.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 09/2006, стр. 28-31

Совершенствование информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-майор В.М. БУРЕНОК ,

доктор технических наук

В ПОСЛЕДНИЕ годы в Министерстве обороны РФ предприняты важные шаги по повышению уровня информационного обеспечения процессов жизнедеятельности и управления Вооруженными Силами страны. Изданы приказы министра обороны от 7 июля 2004 года № 204 «О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд» и от 2 июня 2001 года № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд».

Под каталогизацией продукции (вооружения, военной техники, их составных частей и комплектующих изделий, военно-технического и другого имущества), разрабатываемой и закупаемой для федеральных государственных нужд, понимается скоординированная деятельность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций по единообразному описанию и распознаванию (идентификации) однотипной продукции, присвоению ей номенклатурных номеров и документированию этой информации в виде единого федерального каталога (далее - каталога). Каталог содержит сведения о номенклатуре и характеристиках отдельных единиц промышленной продукции (далее - предметов снабжения) и призван стать единой информационной базой для всех учреждений, организаций и промышленных предприятий России, участвующих в формировании и реализации ее военно-технической политики, обеспечивает их эффективное взаимодействие. Каталог предназначен для управления номенклатурой и качеством разрабатываемых и закупаемых предметов снабжения, решения проблем технического обеспечения (размещения заказов, учета накопления и движения запасов, автоматизации складской деятельности и др.), утилизации и экспорта на основе единой системы формализованного описания, классификации, кодирования и учета предметов снабжения.

В практическом плане использование такой системы позволяет:

обеспечить эффективную информационную поддержку задач планирования развития, заказов, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и экспорта ВВТ, решаемых федеральными органами исполнительной власти;

оценивать целесообразность создания и облик новых образцов ВВТ, выявлять однотипные (одинаковые) комплектующие на основе более полного сопоставительного анализа финальных изделий и их важнейших составляющих (в том числе и зарубежных) для исключения дублирования;

повысить эффективность реализации программ и планов развития системы вооружения за счет улучшения информационного обеспечения процессов сбора, обработки и анализа данных, синтеза предложений всех организаций и органов, участвующих в решении задач обоснования и реализации военно-технической политики Российской Федерации.

Еще одним важным шагом в повышении качества информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил явилась разработка ряда документов, являющихся системой исходных данных в той или иной области, например, системой исходных данных по средствам воздушно-космического нападения, единой системой исходных данных для разработки государственной программы вооружения и т. п. Структура последней одобрена решением Совета безопасности РФ от 11 марта 2003 года. В ряду таких документов находятся и так называемые табели срочных донесений, в соответствии с требованиями которых в вышестоящие органы представляется информация о текущей деятельности Вооруженных Сил. Такого рода документы являются информационной платформой для выработки решений по важнейшим направлениям развития ВС РФ.

Системность работе по информационному обеспечению ВС РФ придала утвержденная начальником Генерального штаба ВС РФ 16 декабря 2004 года «Концепция единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации». В развитие этого документа в конце 2005 года разработан проект «Положения о Службе информационных ресурсов (Информационной службе) Вооруженных Сил Российской Федерации».

Основными целями создания Информационной службы являются:

обеспечение методологического и организационного единства в области информационной поддержки процессов управления Вооруженными Силами РФ;

создание условий для повышения качества информационного взаимодействия автоматизированных систем военного назначения;

формирование основ единого терминологического, понятийного и кодового аппарата в ВС РФ;

обеспечение основ создания Единого информационного пространства (ЕИП) ВС РФ.

Главным предназначением ЕИП ВС РФ является удовлетворение в реальном масштабе времени информационных потребностей органов военного управления (ОВУ). Эту задачу предполагается решать путем концентрации и интеграции актуальной, полной, достоверной и сформированной по определенным правилам информации, а также обеспечения возможности ее своевременного представления в соответствии с установленным порядком доступа.

В русле формирования ЕИП лежит и работа по внедрению в деятельность Министерства обороны ИПИ-технологий, т. е. технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий. Данные, порождаемые этими технологиями, представляются в виде, регламентированном ИПИ-стандартами, и служат для обмена или совместного использования различными участниками заказа, разработки, эксплуатации и утилизации ВВТ. Идеологически (методологически) создание ЕИП и внедрение информационной поддержки жизненного цикла изделий являются родственными процессами, вследствие чего должны вестись одновременно с использованием единых принципов и стандартов. Подготовленная в Министерстве обороны «Концепция разработки, внедрения и развития технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий вооружения и военной техники» в настоящее время проходит завершающую стадию согласования в органах военного управления.

Одним из основных принципов развития ЕИП является принцип разделения и закрепления ответственности за развитие тех или иных видов информационных ресурсов между органами и организациями МО РФ. Каждый орган военного управления (организация) должен знать, кто отвечает за конкретный блок информации, каким образом и кому предоставляет ее, на основе каких документов (источников) актуализирует информацию, какую ответственность несет за поддержание и развитие этого информационного блока. Для этого, возможно, потребуется периодическое издание приказа министра обороны, в котором будет объявляться система информационных документов, разрабатываемых в Вооруженных Силах, назначаться ответственные за ведение этих документов, определяться порядок обмена этой информацией. При этом должно быть запрещено использование ОВУ и научно-исследовательскими организациями (НИО) Министерства обороны в своей работе сведений из других источников информации как нелегитимных.

Почему возникла необходимость реализации такого принципа? Дело в том, что сейчас практически в каждом органе и организации сформированы или формируются базы данных, содержащие практически всю информацию, которая может потребоваться в практике работы этих структур. Источники наполнения таких баз данных самые разнообразные, поэтому такая информация не всегда обладает высокой достоверностью. Опыт взаимодействия с ОВУ и НИО МО показывает, что, например, сведения об одном и том же образце, полученные из разных организаций, зачастую настолько расходятся, что идентифицировать его (образец) как один и тот же невозможно. Соответственно, любые расчеты на самых адекватных и верифицированных моделях будут бессмысленны, если в качестве исходных данных используется неуточненная информация. И, естественно, принимаемые решения окажутся ошибочными.

Поэтому информационный блок, ответственность за который и источники актуализации которого будут нормативно определены и закреплены, должен стать информационным эталоном, с которым должны сверяться все остальные потребители информации.

Другой важный принцип развития ЕИП - это принцип встраивания новых информационных ресурсов в систему информационного обмена, существующую в Министерстве обороны, либо рациональное изменение элементов и связей этой системы для обеспечения функционирования нового информационного ресурса. Дело в том, что зачастую при создании того или иного информационного блока одновременно заново формируется информационный поток для его актуализации, что ложится дополнительной нагрузкой на ОВУ и НИО МО. Так получилось с упомянутой выше системой каталогизации продукции, для функционирования которой требуется формирование и представление в центр каталогизации Министерства обороны органами военного управления ряда вновь введенных в действие информационных документов (стандартных форматов данных, каталожных описаний и др.). А поскольку обратная связь («польза» от этой деятельности для тех, кто предоставляет информацию) пока крайне слаба, такая работа ведется с низкой интенсивностью. Решением данной проблемы каталогизации может стать нормативное закрепление требования по включению в государственный оборонный заказ в части серийных поставок и модернизации только тех образцов В ВТ, сведения о которых уже внесены в каталог.

Снизить трудоемкость подготовки табелей срочных донесений (ТСД) можно путем автоматизации процессов ведения формуляров, паспортов, планов, журналов учета и других документов, которые составляют его информационную основу и которые должны быть в базе данных локальной сети ОВУ или организационно-штатного формирования и связаны с полями ТСД. Тогда подготовка ТСД может осуществляться «нажатием кнопки», вместе с тем существенно повысится их достоверность.

Третьим принципом должен стать принцип минимизации циркулирующей в ЕИП информации, включение в него только тех информационных ресурсов, которые нужны при принятии решений на разных уровнях военного управления. Примером не совсем удачной реализации данного принципа могут стать те же ТСД, каждый из которых по своему объему крайне перегружен, при этом часть информации пересекается с содержанием других табелей. Но, как показывает опыт, с одной стороны, содержащаяся информация в них не обеспечивает в полном объеме возможность принятия решений по некоторым аспектам развития Вооруженных Сил и системы вооружения, а с другой - часть информации представляется излишней, включенной в табели «на всякий случай». Необходима ревизия такого рода документов, изъятие из них невостребованной информации и обеспечение наличия необходимой, т. е. оптимизация этих информационных ресурсов.

Еще одним принципом развития ЕИП является унификация и стандартизация информационных ресурсов (т. е. введение единых правил представления данных об информационных объектах, осуществления их обработки) и используемых для этого технических и программных средств.

Немаловажным условием создания ЕИП является техническое обеспечение этого процесса (оснащение вычислительной техникой ОВУ и оргштатных формирований), обучение личного состава основам информатики и правилам эксплуатации вычислительной техники. Очевидно, что данная работа не менее сложная и финансово емкая, чем создание опытного образца системы сбора и обработки данных.

В заключение обратим внимание на организационную проблему информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил - необходимость подключения ОВУ и НИО МО к информационным ресурсам глобальной информационной сети «Интернет». В условиях крайне недостаточного финансирования закупок методической и технической литературы, практически полного отсутствия доступа (подписки) к иностранным техническим изданиям использование этих ресурсов стало бы весомой компенсацией информационного «голода». К сожалению, наличие приказов и директив министра обороны, регламентирующих доступ к сети «Интернет», не гарантирует подключение к ней ОВУ и НИО. По-прежнему существует настороженное отношение к этой сети со стороны органов, выдающих разрешение на подключение к ней. По этой причине большинство организаций Министерства обороны находятся в информационном «вакууме».

Таким образом, формирование ЕИП ВС стоит в ряду актуальнейших задач в плане совершенствования информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил страны. В силу своей высокой ресурсо- и трудоемкости требуется вовлечение в этот процесс широкого круга органов и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Военная Мысль. 2004. № 9. С. 10-14.

В настоящее время «Положение» введено в действие приказом министра обороны № 260 от 22.07.06 (прим. редактора).

Военная Мысль. 2004. № 11. С. 29-34.

ИПИ-технология (в английской аббревиатуре - CALS) - информационная технология описания изделий (образцов) ВВТ, производственной среды, процессов, протекающих там, а также ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве строится исходя из совокупности принципов: законности, приоритетности, комплексности, взаимодействия, сотрудничества, инновационности.

В информационном пространстве, которое стало частью жизни общества, помимо различных взломов систем безопасности отдельных компаний, атак на пользователей сети Интернет, разворачиваются самые настоящие кибервойны. В статье «США могут красть военные секреты России прямо с компьютеров" США могут красть военные секреты России прямо с компьютеров. Официальный сайт газеты «Московский комсомолец».URL: http://www.mk.ru. отмечается такая возможность. В этом задействовано печально прославившееся агентство национальной безопасности (АНБ). В случае неспособности противника отразить атаку, могут произойти катастрофические последствия не только для одной структуры, но и в масштабах всей страны. Что же касается вооруженных сил России, в настоящий момент эта структура переживает настоящий бум модернизации. Во всех родах войск совершенствуется инфраструктура: обновляется система связи, ведутся разработки новейшего оружия, которое может управляться удаленно, поэтому, в случае направленной атаки противник может полностью дезорганизовать действия не только одного подразделения, но и, возможно, целой армии. В этой связи озабоченность вице-премьера информационной безопасностью кажется попыткой предупредить возможные последствия, в случае несостоятельности отразить атаку.

Новые технологии коренным образом изменили характер ведения боевых действий. Войны выигрывают техника и технологии. Победа армии обеспечивается работой ученых. Однако будущее может преподнести множество неприятных сюрпризов - например, возможность победы самых примитивных способов ведения войны над самыми изощренными.

Сегодня формирование единого информационного пространства Вооруженных Сил стоит в ряду актуальнейших проблем.

В последние годы в Минобороны предприняты важные шаги, направленные на повышение уровня управляемости информационным обеспечением жизнедеятельности Вооруженных Сил страны. Так, издан приказ Министра обороны от 7 июля 2004 г. № 204 "О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" и от 2 июня 2001 г. № 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд". До 2017 года в государстве начнут действовать так называемые отряды специалистов по кибербезопасности, по большей степени внимание будет уделяться защите инфраструктуры вооруженных сил.

Российская армия может подвергаться следующим угрозам:

1. Несанкционированный доступ к информационным ресурсам, нарушение конфиденциальности и целостности информации.

2. Информационно-технические воздействия, в том числе радиоэлектронная борьба и проникновение в компьютерные сети со стороны противников.

3. Преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения.

4. Деятельность иностранных спецслужб, направленная против интересов России.

5. Информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных Сил Российской Федерации и их боеготовность.

6. Внутренние и внешние угрозы кибернетической безопасности Российской Федерации.

Информационное обеспечение деятельности органов военного управления, организаций Министерства обороны играет все более важную роль в современных условиях, характеризующихся высокой динамикой, неопределенностью, важностью последствий принимаемых решений.

Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу признал, что с помощью кибератак можно нанести ущерб инфраструктуре сопоставимый с уроном от оружия массового поражения.

Даже не имея ракет и авиации, с помощью компьютерных атак сегодня можно нанести серьезный ущерб инфраструктуре любого крупного города, заявил министр: "Особняком встал вопрос по кибербезопасности. Эту угрозу я сегодня уже могу назвать кибероружием -- оно, конечно, все ближе и ближе идет к понятию "оружие массового поражения". Мы уже вплотную подошли к тому, и это показывают хакеры разных стран, что за счет этого можно добраться до чего угодно".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ информационных технологий и математики

ОТДЕЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Информационные технологии»

Тема

«Информационные технологии, используемые в Вооруженных Силах »

Преподаватель:

Доцент кафедры информатики и МПИ к.т.н., доцент

Р.Х. Хакимов

Студент гр. 21

Е.А. Хорошилова

Нижневартовск, 2009

Введение

1. Понятие информационной технологии

1.1 Определение информационной технологии

1.2 Новая информационная технология

1.3 Инструментарий информационной технологии

1.4 Как соотносятся информационная технология и информационная система

1.5 Составляющие информационной технологии

2. Этапы развития информационных технологий

3. Информационные технологии, используемые в вооруженных силах

Заключение

Используемая литература

Введение

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения. Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).

Цель реферата - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий в вооруженных силах.

1 П онятие информационной технологии

1.1 Определение информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.

Рис. 1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

1.2

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".

Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Новая информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

По-видимому, более точным следует считать все же термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.

1.3

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

1.4 Как соотносятся информационная технология и информационная система

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий - управленческой и компьютерной - залог успешной работы информационной системы.

Обобщая все вышесказанное, получим несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованных средствами компьютерной техники.

Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система - компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

1.5 Составл яющие информационной технологии

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

На рис. 2 технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической структуры по уровням

1-й уровень - этапы , где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.

2-й уровень - операции , в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде.

3-й уровень - действия - совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.

Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).

2 Э тапы развития информационных технологий

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

По вид у задач и процессов обработки информации :

1-й этап (60-70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

По виду проблем, стоящих на пути информатизации общества :

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360, Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й - этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии меж организационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны.

По виду преимуществу , которое приносит компьютерная технология :

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

По виду инструментария технологии :

1-й этап (до второй половины XIX в.)- "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами.

3 И нформационные технологии, используемые в вооруженных силах

Новые технологии коренным образом изменили характер ведения боевых действий. Войны выигрывают техника и технологии. Победа армии обеспечивается работой ученых. Однако будущее может преподнести множество неприятных сюрпризов - например, возможность победы самых примитивных способов ведения войны над самыми изощренными.

Информационные технологии уже сегодня позволили коренным образом изменить характер ведения военных действий. Войска США в Афганистане широко использовали беспилотные летательные аппараты для ведения разведки и нанесения ракетно-бомбовых ударов. В режиме реального времени они передавали видеоизображения в штаб-квартиру Вооруженных Сил США, что позволяло штабным офицерам оперативно анализировать ситуацию и контролировать действия подчиненных. Подразделения союзников в Афганистане активно использовали спутниковую глобальную систему ориентирования на местности, созданную на средства, предоставленные военными.

Недавно корпорация Boeing получила заказ от Министерства Обороны США на разработку Боевой Системы Будущего. Ее описание выглядит как научно-фантастический роман. Стратегическая цель - создание единого компьютеризированного командного центра, который может управлять частями и соединениями, находящимися на значительном расстоянии от него. Для этого в космосе будет размещена глобальная спутниковая система связи и управления.

На земле и в воздухе будут действовать боевые роботы. Беспилотные самолеты будут разбрасывать на поле боя тысячи сенсоров, которые будут прослушивать окружающую местность, различать звуки, издаваемые вражеской военной техникой, и передавать полученную информацию в штаб. Микросамолеты, длиной в несколько десятков сантиметров, оснащенные видеокамерами и разнообразными датчиками, будут входить в состав экипировки каждого пехотинца.

Солдат сможет самостоятельно следить за своим здоровьем, используя портативные датчики, анализаторы и глобальную систему медицинской информации. Каждый солдат или офицер будет пользоваться индивидуальным транспортным средством, которое сможет действовать и самостоятельно, управляясь на расстоянии. Этот робот сможет производить разведку и вести огонь по противнику.

По мнению Джека Шэннахана адмирала ВМФ США в отставке, столь совершенные вооруженные силы, тем не менее, сохранят уязвимые места. К примеру, монетки и уличного телефонного аппарата может хватить террористу, чтобы парализовать движение по железной дороге или остановить работу важной организации - достаточно позвонить в полицию и сообщить, что здание или железнодорожный мост заминированы.

Практически неизбежно, что современные военные технологии будут попадать в руки террористов, что чревато самыми неприятными последствиями. Прецеденты этому уже есть - было установлено, что ведущие пакистанские ученые-ядерщики были связаны с лидерами радикальных исламистских организаций. Шэннахан считает, что, несмотря на беспрецедентное развитие технологий, ключом к военной победе останется человек, а полностью контролировать человека никогда и нигде не удавалось.

Ученые, выполнявшие заказ армии США, создали первый компьютер ENIAC, который должен был рассчитывать траектории для артиллерийских орудий. ENIAC стал предтечей множества широко применяемых ныне устройств - от персональных компьютеров и электронных часов.

Созданное при Министерстве обороны США Агентство Передовых Исследовательских Проектов (ARPA) в 1963 году предложило первую детально разработанную концепцию компьютерной сети, которая заработала в 1969 году. Изначально сеть предназначалась для создания надежной системы управления и связи между командными пунктами вооруженных сил США. В 1982 году ARPA создало единый сетевой протокол TCP/IP, что позволило создать общедоступную сеть Интернет. Общедоступный Интернет, тем не менее, частично сохранил и даже расширил свои функции в области обороны и безопасности. По мнению Майкла Эндрюса, заместителя директора Отдела Исследований и Технологий Армии США, Интернет сыграл значительную роль в проведении контртеррористической операции в Афганистане. Американские военные использовали его для ведения разведки, сбора и обмена информацией и т.д.

Сегодня формирование единого информационного пространства Вооруженных Сил стоит в ряду актуальнейших проблем .

Информационное обеспечение деятельности органов военного управления, организаций Министерства обороны играет все более важную роль в современных условиях, характеризующихся высокой динамикой, неопределенностью, важностью последствий принимаемых решений. Александр Литошенко абсолютно справедливо отметил, что различие в подходах к созданию АСУ в интересах различных видов Вооруженных Сил и родов войск привело к тому, что они по информационным моделям и программным платформам разительно отличаются друг от друга. И хотя Литошенко говорит об АСУ управления войсками, такая же картина характерна и для автоматизированных систем, разработанных и разрабатываемых в интересах обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ (например, АСУ развитием вооружения, военной и специальной техники, АСУ техническим обеспечением и др.)

В последние годы в Минобороны предприняты важные шаги, направленные на повышение уровня управляемости информационным обеспечением жизнедеятельности Вооруженных Сил страны. Так, издан приказ Министра обороны от 7 июля 2004 г. № 204 "О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" и от 2 июня 2001 г. № 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд".

Под каталогизацией продукции (вооружения, военной и специальной техники, их составных частей и комплектующих изделий, военно-технического и другого имущества), разрабатываемой и закупаемой для федеральных государственных нужд, понимается скоординированная деятельность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций по единообразному описанию и распознаванию (идентификации) однотипной продукции, присвоению ей номенклатурных номеров и документированию этой информации в виде единого федерального каталога.

Каталог содержит сведения о номенклатуре и характеристиках отдельных единиц промышленной продукции (предметов снабжения) и призван стать единой информационной базой для всех учреждений, организаций и промышленных предприятий России, участвующих в формировании и реализации ее военно-технической политики, обеспечивает их эффективное взаимодействие. Каталог предназначен для управления номенклатурой и качеством разрабатываемых и закупаемых предметов снабжения, решения проблем технического обеспечения (размещения заказов, учета накопления и движения запасов, автоматизации складской деятельности и др.), утилизации и экспорта на основе единой системы формализованного описания, классификации, кодирования и учета предметов снабжения.

В практическом плане использование такой информационной системы позволяет:

· создать единое информационное поле для обеспечения задач планирования развития, заказов, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и экспорта вооружения и военной техники, решаемых федеральными органами исполнительной власти;

· оценивать целесообразность создания и состав новых образцов ВВТ, выявлять однотипные (одинаковые) комплектующие изделия на основе более полного сопоставительного анализа финальных изделий и их важнейших комплектующих (в том числе и зарубежных) для исключения дублирования;

· повысить эффективность реализации программ и планов развития системы вооружения за счет улучшения информационного обеспечения процессов сбора, обработки и анализа данных, синтеза предложений всеми организациями и органами, участвующими в решении задач обоснования и реализации военно-технической политики Российской Федерации.

Еще одним важным шагом в направлении совершенствования информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил является разработка единой системы исходных данных по характеристикам ВВСТ, формам и способам их боевого применения и придание этим документам межведомственного характера. В частности, разработана и одобрена Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии система исходных данных по средствам воздушно-космического нападения. Однако работа по созданию единых исходных данных по другим видам и типам ВВСТ требует существенного совершенствования, поскольку их формирование пока заканчивается на уровне вида Вооруженных Сил (рода войск). А ведь эти данные необходимы не только для обеспечения деятельности Вооруженных Сил, но и для предприятий и организаций оборонной промышленности при проведении ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах и по заказам Министерства обороны. Поэтому уровень рассмотрения и утверждения таких данных целесообразно повысить.

Прецедент уже есть. Например, в настоящее время определена и одобрена решением Совета Безопасности РФ от 11 марта 2003 г. рациональная совокупность исходных данных, необходимых для разработки Государственной программы вооружения. Следует отметить, что это пока единственный случай столь высокого уровня легитимизации исходных данных, применяемых при разработке программы федерального уровня. Правда речь идет только о структуре системы исходных данных, но не об их содержании. В состав этой системы входят макроэкономические, военно-стратегические и оперативные, военно-технические, технико-экономические и другие исходные данные.

Важным элементом информационной системы Минобороны являются так называемые табели срочных донесений, в соответствии с требованиями которых в вышестоящие органы представляется информация о текущей деятельности Вооруженных Сил. Такого рода документы являются информационной платформой для выработки решений по важнейшим направлениям развития Вооруженных Сил России. В частности, на их основе формируется один из блоков системы исходных данных для разработки Государственной программы вооружения, а именно военно-технические исходные данные.

Системность работе по информационному обеспечению деятельности Вооруженных Сил придала утвержденная начальником Генштаба 16 декабря 2004 г. Концепция единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. В развитие этого решения разработано Положение о Службе информационных ресурсов (Информационной службе) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основным предназначением Единого информационного пространства (ЕИП) Вооруженных Сил РФ является удовлетворение в реальном масштабе времени информационных потребностей органов военного управления. Эту задачу предполагается решать путем концентрации и интеграции актуальной, полной, достоверной и сформированной по определенным правилам информации, а также обеспечения возможности ее своевременного представления в соответствии с установленным порядком доступа.

Основными целями создания Информационной службы являются:

· обеспечение методологического и организационного единства в области информационной поддержки процессов управления Вооруженными Силами РФ;

· создание условий для повышения качества информационного взаимодействия автоматизированных систем военного назначения;

· формирование основ единого терминологического, понятийного и кодового аппарата в ВС РФ;

· обеспечение основ создания Единого информационного пространства Вооруженных Сил РФ.

В русле формирования Единого информационного пространства лежит и работа по внедрению в деятельность Министерства обороны России ИПИ-технологий (в английской аббревиатуре - CALS), то есть технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий. ИПИ-технология - информационная технология описания изделий (образцов) ВВСТ, производственной среды, процессов, протекающих в этой среде, а также ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Эта технология включает комплекс методических приемов и разработанных на их основе организационно-технических мероприятий, направленных на управление затратами на жизненный цикл ВВСТ, максимальный учёт требований эксплуатации и обслуживания ВВСТ на этапе их разработки и производства, выбор и оптимизацию параметров всех систем поддержки ВВСТ, то есть средств монтажа, обслуживания, ремонта, обучения, транспортирования и хранения для данного образца ВВСТ. Эти задачи решаются итеративно и системно на протяжении всего жизненного цикла образца ВВСТ, начиная от формирования концепции его облика и заканчивая списанием и утилизацией.

Данные о ВВСТ в ИПИ-системе включают всю совокупность и все формы электронных данных, которыми располагают промышленность и Минобороны, включая трёхмерные, динамические изображения и мультимедийные продукты. Основное назначение этих данных - обеспечение автоматизации процессов проектирования и производства, сложных форм ремонта, диагностики неисправностей, обучения персонала, закупки и производства запасных частей и комплектующих, ведение безбумажного документооборота и электронной коммерции.

Данные, порождаемые этими технологиями, представляются в виде, регламентированном ИПИ-стандартами, и служат для обмена или совместного использования различными участниками. Идеологически (методологически) создание единого информационного пространства и внедрение информационной поддержки жизненного цикла изделий являются родственными процессами, по этой причине они должны вестись одновременно с использованием единых принципов и стандартов. Разработанная в Министерстве обороны "Концепция разработки, внедрения и развития технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий вооружения и военной техники" согласована органами военного управления и утверждена заместителем Министра обороны РФ - Начальником вооружения Вооруженных Сил РФ в 2006 г. В настоящее время реализуется ряд практических шагов по внедрению ИПИ-технологий в деятельность Министерства обороны.

Единое информационное пространство должно создаваться с учетом ряда принципов. Некоторые из них упомянуты в статье Александра Литошенко, включая принципы централизации руководства созданием ЕИП, унификации программных и технических сред ЕИП, открытости архитектуры, разграничения доступа и защиты информации и др. Хотелось бы дополнить их еще несколькими.

Одним из основных принципов развития Единого информационного пространства должен стать принцип разделения и закрепления ответственности за развитие тех или иных видов информационных ресурсов между органами и организациями Министерства обороны РФ. Каждый орган военного управления (организация) должен знать, кто отвечает за конкретный блок информации, каким образом и кому предоставляет ее, на основе каких документов (источников) актуализирует эту информацию, какую ответственность несет за поддержание и развитие этого информационного блока. Для этого, возможно, требуется периодическое издание приказа Министра обороны, в котором должна объявляться система информационных документов, разрабатываемых в Вооруженных Силах, назначаться ответственные за ведение этих документов, определяться порядок обмена этой информацией. При этом должно быть запрещено использование органами военного управления и научно-исследовательскими организациями Министерства обороны в своей работе сведений из других источников информации как нелегитимных.

Почему возникла необходимость реализации такого принципа? Дело в том, что сейчас практически в каждом органе и организации сформированы или формируются базы данных, содержащие практически всю информацию, которая может потребоваться в практике работы этих структур. Источники наполнения таких баз данных самые разнообразные, поэтому такая информация не всегда обладает высокой достоверностью. Опыт взаимодействия с органами военного управления и научно-исследовательскими организациями Министерства обороны показывает, что, например, сведения об одном и том же образце, полученные из разных организаций, порой настолько расходятся, что даже идентифицировать его (образец) как один и тот же невозможно. Соответственно, любые расчеты на самых адекватных и верифицированных моделях будут бессмысленны, если в качестве исходных данных будет использована такая информация. И, соответственно, решения принятые на основе результатов таких расчетов также будут ошибочными.

Поэтому информационный блок, ответственность за который и источники актуализации которого нормативно определены и закреплены, должен стать информационным эталоном, с которым должны сверяться все остальные потребители информации.

Другим важным принципом развития Единого информационного пространства должен быть принцип встраивания новых информационных ресурсов в систему информационного обмена, существующую в Министерстве обороны, либо рациональное изменение элементов и связей этой системы для обеспечения функционирования нового информационного ресурса. Суть в том, что зачастую при создании того или иного информационного блока одновременно заново формируется информационный поток для актуализации этого блока, что ложится дополнительной нагрузкой на органы военного управления и научно-исследовательские организации Министерства обороны.

Так получилось с упомянутой выше системой каталогизации. Для функционирования этой системы требуется формирование и представление в Центр каталогизации Министерства обороны органами военного управления ряда вновь введенных в действие информационных документов (стандартные форматы данных, каталожные описания). А поскольку обратная связь ("польза" от этой деятельности для тех, кто предоставляет такую информацию) пока крайне слаба, работа эта ведется с низкой интенсивностью. Решением проблемы каталогизации может стать нормативное закрепление требования по включению в государственный оборонный заказ в части серийных поставок и модернизации только тех образцов ВВТ, сведения о которых внесены в каталог.

Реализовать этот принцип нужно и в отношении табелей срочных донесений, которые весьма объемны по содержанию, готовятся вручную на основе обработки большой номенклатуры документов, в результате чего грешат неполнотой и обилием ошибок. Но "встроить" табели срочных документов в существующие информационные потоки можно только путем внедрения в деятельность войск современных информационных технологий. Для этого нужна автоматизация процессов ведения формуляров, технических паспортов, планов, журналов учета и других документов, содержание которых составляет информационную основу табелей срочных донесений.

Эти документы должны быть в рамках базы данных локальной сети органа военного управления или организационно-штатного формирования связаны с полями табеля срочных донесений. Тогда, с одной стороны, подготовка табелей срочных донесений может осуществляться "нажатием кнопки", а с другой - их достоверность приблизится к реальности.

Третьим принципом должен стать принцип минимизации циркулирующей в Едином информационном пространстве информации, включение в ЕИП только тех информационных ресурсов, которые нужны при принятии решений на разных уровнях военного управления.

Примером не совсем удачной реализации данного принципа могут стать те же табели срочных донесений, каждый из которых по своему объему крайне перегружен, при этом часть информации пересекается с содержанием других табелей. Но, как показывает опыт, с одной стороны информация в них содержащаяся не обеспечивает в полном объеме возможность принятия решений по некоторым аспектам развития Вооруженных Сил и системы вооружения, а с другой - часть информации представляется излишней, включенной в табели "на всякий случай".

Необходима ревизия такого рода документов, изъятие из них невостребованной информации и дополнение необходимой. Другими словами - оптимизация этих информационных ресурсов.

Следующим принципом формирования единого информационного пространства должна быть стандартизация информационных ресурсов (то есть, введение единых правил представления данных об информационных объектах, осуществления обработки этих данных) и используемых для этого технических и программных средств.

Хочется верить, что этот принцип будет реализовываться на основе уже существующих информационных моделей, а не методом "до основанья, а затем…", то есть не будут создаваться заново системы классификаторов, словарей, форматов описания информационных объектов и т.п., поскольку такие действия могут принести больше вреда, чем пользы.

Кроме того, реализация его требует большой осторожности, разумного подхода. Нет никакого секрета в том, что практически повсеместно у нас используются программные продукты Microsoft. Известно, что они не сертифицированы для применения в системах управления войсками и оружием, где применяются либо оригинальные программные продукты, либо в последнее время внедряется операционная система МС ВС.

Но одним махом ввести запрет на использование в автоматизированных информационных системах операционной системы Windows - это значит поставить крест на специальном программном обеспечении и огромных информационных массивах, созданных в течение многих лет. Нужны разумные подходы и решения, допускающие параллельное применение этих операционных систем в АСУ, не связанных с непосредственным управлением войсками и оружием.

Немаловажным условием создания единого информационного пространства является техническое обеспечение этого процесса (оснащение вычислительной техникой органов военного управления и оргштатных формирований), обучение личного состава основам информатики и правилам эксплуатации вычислительной техники. Очевидно, что данная работа не менее сложная и финансовоемкая, чем создание опытного образца системы сбора и обработки данных.

Необходимо обратить внимание еще на одну проблему информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил, а именно - проблему автоматизации обмена данными. Ее решение возможно за счет подключения органов военного управления и организаций Министерства обороны к информационным ресурсам глобальной информационной среды Интернет. Без этого создание единого информационного пространства представляется проблематичным. Оперативный обмен огромными массивами информации, упомянутой выше, по войсковым каналам связи невозможен.

Кроме того, в условиях крайне недостаточного финансирования закупок методической и технической литературы, практически полного отсутствия доступа (подписки) к иностранным техническим изданиям использование ресурсов сети Интернет стало бы весомой компенсацией информационного голода.

К сожалению, наличие приказов и директив Министра обороны и Начальника Генерального штаба ВС РФ, регламентирующих доступ к сети Интернет, не гарантирует быстрого и беспрепятственного подключения к ней органов военного управления и организаций. Существует немало организационных "неутыков" и проблем с финансированием, как самого процесса подключения, так и оплаты доступа. По этой причине большинство органов и организаций Министерства обороны находятся в информационном вакууме.

Таким образом, формирование Единого информационного пространства Вооруженных Сил страны стоит в ряду актуальнейших проблем. В силу своей высокой ресурсо- и трудоемкости требуется вовлечение в этот процесс широкого круга органов и организаций Министерства обороны Российской Федерации. А также, соглашаясь с мыслью Александра Литошенко, возложение ответственности за решение этой проблемы на "бесспорных лидеров, заинтересованных в конечном результате".

В заключение хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, которая может быть порождена, как это ни парадоксально, решением проблемы создания единых информационных пространств в Министерстве обороны, других силовых структурах и федеральных органах.

В настоящее время работы по созданию Единого информационного пространства проводятся многими министерствами и ведомствами (в частности Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и другими). Эти работы не скоординированы между собой, проводятся различными организациями на основе различных информационных моделей (включая разработку стандартных форматов описания информационных объектов), принципов построения системы информационного обмена (включая разработку совокупности классификаторов) и визуализации информации.

Это в перспективе приведет к возникновению того букета проблем, о которых говорил в своей статье Александр Литошенко, но уже на уровне государства и потребует проведения в дальнейшем сложных и дорогостоящих мероприятий по взаимной увязке ЕИП федеральных органов в Единое информационное пространство страны.

Для устранения этого недостатка уже сейчас целесообразно проведение межведомственной научно-исследовательской работы по формированию единых принципов создания ЕИП, разработке единой модели данных, выбору общего программного обеспечения для разработки ЕИП и т.д.

Кроме того, представляется целесообразным создание координационного центра (комитета), задачей которого могла бы стать координация проводимых исследований по созданию ЕИП, недопущение дублирования работ, формирование ЕИП на основе единых принципов и подходов. Такой центр (комитет) мог бы быть сформирован на базе Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии и стать заказчиком-координатором упомянутой выше НИР.

Заключение

Современный мировой опыт проведения военных операций показал, что важнейшим фактором успешного их проведения является своевременное комплексное информационное обеспечение боевых действий. На начальника вооруженных сил РФ возложена принципиально новая задача по согласованию тактико-технических заданий на создание автоматизированных средств, систем управления войсками и оружием по видам обеспечения (математическому, программному, технологическому и др.), комплексной защите информации и программно-техническим комплексам. Установлено, что приниматься на вооружение автоматизированные средства, системы управления войсками и оружием будут только при условии их создания на базе отечественных информационных защищенных компьютерных технологий. Безусловно, внедрение этих технологий происходит не бесконфликтно. Приоритетная задача ВС - дальнейшее развитие базовых военных информационных технологий в целях создания основ построения единого информационного пространства, включая системы, которые позволяют строить сквозные тракты управления от общевойсковых пунктов управления до непосредственно средств огневого воздействия.

Используемая литература

1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992.

2. www.revolution_allbest.ru

4. www.sta.teg.ru

7. www.wikipedia.ru

Подобные документы

    Анализ практической работы офицерского состава, как фактора по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусью. Изучение сущности, значения и видов деятельности офицерского состава. Правовая тактика офицерского состава.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Служба в вооруженных силах Израиля как священный долг каждого гражданина страны и взаимосвязь политической и военной элиты. Уровень представительства военнослужащих в административных и деловых кругах. Военно-стратегическая обстановка на Ближнем Востоке.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Комплексное, системное освещение общетеоретических вопросов, связанных с основаниями, условиями и порядком назначения военнослужащих Вооруженных Сил России на воинские должности. Возложение временного исполнения обязанностей по воинской должности.

    курсовая работа , добавлен 00.00.0000

    Сущность агитационно-массовой работы, ее направления, основные формы и методы. Работа по воспитанию воинов Вооруженных Сил Республики Казахстан в духе казахстанского патриотизма, верности присяге и воинскому долгу. Средства и методы идейного воспитания.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Юридическая служба как структурное подразделение Министерства обороны. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы. Полномочия, организация работы и основные направления деятельности подразделений.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Необходимость психологического воздействия в Вооруженных Силах. Причин увольнения в запас курсантов, слушателей и молодых офицеров - снижение престижа военного образования, риск офицерской службы в "горячих точках", низкий уровень обеспечения служащих.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Преобразования в Вооруженных Силах Российской Федерации. Информационно-пропагандисткая работа. Формирование у личного состава осознанной готовности к защите Отечества. Системы обучения и подготовки руководителей информационно-пропагандисткой работы.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Сущность и правовые основы социальной защиты военнослужащих. Реализация мер социально-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ и иностранных государств. Структура денежного довольствия военнослужащих США. Проблемы реализации прав в жилищной сфере.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2012

    Изучение системы измерений, способствующей единству измерений различных параметров во всех областях деятельности человека (в промышленности, в военном деле, в медицине, в спорте). Организационная структура метрологического обеспечения Вооруженных Сил РФ.



Понравилась статья? Поделитесь ей