Контакты

Как выглядит код на языке программирования. Исходный код программы. Неисполняемый исходный код

Необходимость иметь собственный сайт на сегодня испытывают многие компании, а также частные лица, поэтому так востребована информация на тему разработки и продвижения интернет-проектов. Многих интересует вопрос — как самостоятельно создать сайт, программный код для которого является подобием фундамента для дома? Попробуем разобраться в этом вопросе, углубившись в тему веб-разработки.

Веб-сайт — это не просто объединение текста, ссылок, картинок и красочных баннеров, это еще и программный код, выполняющийся на компьютере пользователя или на стороне сервера. И если создать изображения требуемого формата в нужном разрешении и качестве сегодня может практически каждый, используя готовые изображения из Интернета или любой популярный графический редактор, то создать программный код сайта для неспециалиста чревато немалыми трудностями.

Качество приложений и интернет-проекта в целом сильно зависит от мастерства программиста, разрабатывающего сайт, программный код которого может содержать ошибки, сильно влияющие на скорость загрузки веб-страниц и на многие другие аспекты работы всего сайта, в том числе связанные с безопасностью. Поэтому обнаружение и устранение ошибок в коде — обязательная составляющая при создании любого веб-сайта. Доверить разработку сложного корпоративного сайта лучше всего специалистам (если вы таковым не являетесь), ведь некоторые ошибки трудно обнаружить, а многие из них могут в дальнейшем приводить к замедлению загрузки и неправильному отображению веб-страниц в браузерах компьютеров интернет-пользователей. Слишком долгая загрузка может вызвать отток посетителей с сайта и снижение качества трафика, что снижает прибыль и эффективность от использования коммерческих интернет-проектов.

Сперва HTML и CSS

Основой веб-документа является код, написанный на языке разметки HTML. Язык разметки не стоит путать с языком программирования, а в чем собственно заключается разница подробно написано . В принципе, с помощью набора команд, который предлагает для разработчика сайта HTML, можно задавать все необходимые параметры статичного веб-документа — расположение элементов (блочная разметка), заголовки, абзацы, таблицы, изображения и т.д. А с помощью CSS, специальной надстройки для HTML, можно позиционировать все перечисленные объекты разметки, менять их стиль — цвет, размер, формат и т.п.

Потом JavaScript

Интерактивные и анимированные элементы, например — баннеры, бегущая строка, форма обратной связи, на веб-страницах работают благодаря присутствию сценариев и кода, написанного на серверных или клиентских языках программирования. Очень популярны сценарии, разрабатываемые при помощи языка программирования JavaScript. Такие клиентские сценарии в своей работе не используют возможности сервера и исполняются на стороне компьютера пользователя, то-есть в браузере. Благодаря этому приложения JavaScript отличаются простотой и высокой скоростью работы.

И наконец PHP

В случае, когда требуется написание сложных и объемных кодов, например для форумов или гостевых книг, программисты обращаются за помощью к серверным языкам программирования, и в частности к . Коды PHP выполняются на стороне сервера, поэтому их работа может быть несколько замедлена, поскольку зависит от скорости соединения с удаленным компьютером и степени его загруженности. С помощью PHP и команд SQL (специальный язык запросов к реляционной базе данных) можно организовать взаимодействие сайта с базами данных и создавать интерактивные интернет-проекты – форумы, интернет-магазины, доски объявлений, различные каталоги и т.д.

Не слишком волнуйтесь по поводу того, какой язык вам стоит выбрать для изучения. Многие начинающие программисты затрудняются выбрать язык, когда они только начинают изучать написание программных кодов. Непосредственно сам язык, который вы выберете, не имеет значения, когда речь заходит об изучении структур и логики построения информации. Эти навыки являются намного более важными, и их можно выучить с любым языком программирования.

  • Выбирая язык, сконцентрируйтесь на том, в каких целях вы хотите создавать программные коды, и уже потом выбирайте начальный язык. К примеру, если вы хотите заниматься разработкой веб-сайтов, то вам следует начать с изучения HTML, а затем дополнить его языками CSS, JavaScript и PHP. Если вы хотите создавать программы для компьютеров, то начните изучать C ++ или любой другой основной язык программирования.
  • Если вы станете профессиональным программистом, то вы быстро поймете, что вы никогда не будете использовать тот язык, который вы изначально выучили, для вашей работы. Вместо этого, вы будете все время продолжать учить новые языки через документацию и эксперименты.

Найдите бесплатные онлайн-ресурсы, посвященные вашему выбранному языку. Интернет - это сундук с сокровищами, который хранит в себе бесплатные пособия, курсы и видео, посвященные языку, который вы решили учить. Вы можете выучить основы почти любого вводного языка за день.

  • Вот только несколько популярных сайтов: Bento, CodeAcademy, Code.org, html.net, Khan Academy, Udacity, W3Schools и многие другие.
  • На wikiHow тоже можно найти большое разнообразие начальных пособий для разных языков.
  • Вы можете найти обучающие видео практически для любого языка на YouTube.
  • Stack Exchange - это один из самых популярных форумов, на котором профессиональные программисты отвечают на любые вопросы пользователей.
  • Скачайте хороший текстовый редактор. Многие языки программирования позволяют использование внешних текстовых редакторов для написания программ. Найдите текстовый редактор, который будет отображать отступы и кодовую разметку.

    • Популярные программы включают Notepad++ (Windows), TextWrangler (OS X) и JEdit (любая система).
  • Скачайте любые необходимые компиляторы. Некоторые языки программирования требуют компилятор для отображения исходного кода, который вы написали. Компиляторы транслируют исходный код в эквивалентную программу на языке низкого уровня, которая затем обрабатывается компьютером. Многие компиляторы являются открытыми и бесплатными программами. Языки, которые требуют использование компиляторов, включают:

    • BASIC
    • Fortran
    • Pascal
  • Начните ваш первый проект. Выберите хороший вводный проект, который позволит вам испробовать ваши новые навыки. В интернете существует множество предложений и пособий по этой теме; например, вы можете начать с создания простых веб-сайтов с HTML, простых баз данных и функций с PHP или простых программ на любом из языков, требующих использование компиляторов.

    Любая программа или онлайн-сервисы, например, Word, Microsoft Windows, WhatsApp или же браузер, которые ежедневно запускают сотни миллионов человек, так или иначе, состоят из особых инструкций. Или специального программного кода, который понятен машине, говорит, что ей делать или, наоборот, не делать. Или как правильно реагировать на действия пользователя. Что такое программный код, будет разобрано в этой статье.

    Описание

    Программный код программы — это текст, выполненный на особом языке, понятном машине. Он может выполняться непосредственно по тексту с помощью интерпретатора или транслироваться в особый вид с помощью компилятора.

    Исходный код программы может состоять из нескольких файлов. При этом все они должны быть одинакового формата. Текст программы, содержащейся в них, должен быть написан на одном и том же языке. Правда, могут встречаться и исключения. Например, в веб-разработке в файле страницы могут содержаться несколько различных языков программирования и стандартов. В зависимости от сложности проекта, могут присутствовать такие языки и технологии, как PHP, HTML, и другие.

    Сложные программные комплексы при сборке могут потребовать большого количества файлов, которое может исчисляться целыми сотнями. Для совместной работы над такими большими проектами программисты очень часто используют системы контроля версий. Они позволяют одновременно работать с несколькими экземплярами исходного кода, который на определённом этапе разработки можно соединить в один общий.

    Качество кода

    Компьютер не способен понять, как написан код для него, плохо или хорошо. Если он будет работоспособен и не содержит ошибок, то машина запустит его в любом случае. Плохой код может усложнить задачи сопровождения программного обеспечения. Особенно актуально это для больших проектов. Обычно качественный код характеризуется несколькими параметрами:

    • Читаемость кода. Одного взгляда на него должно хватать, чтобы обобщенно понять, что реализуется участком кода.
    • Присутствие понятных и ёмких комментариев. Данный параметр очень сильно влияет на читаемость, легкость в отладке, тестирование поддержки и устранение ошибок программного кода.
    • Низкая сложность.
    • Оптимизация кода. Организовать его стоит таким образом, чтобы программа использовала как можно меньше системных ресурсов, таких как память, время процессора и пространство жёсткого диска.
    • Отсутствие мусора. То есть не используемых переменных или блоков кода, в которой никогда не заходит управление программой.

    Вредоносный программный код

    Помимо полезных программ, существуют такие, которые могут нанести вред системе или даже оборудованию. Как правило, пишется такой код людьми, которые заинтересованы в какой-либо выгоде от происходящего процесса. Например, программы, которые могут похищать личные данные с компьютеров пользователей. Ими могут быть номера платёжных карт, паспортные данные, или какая-либо другая конфиденциальная информация. Другие могут просто оказывать влияние на работу системы, тем самым вызывая сбои и мешая полноценной функциональности.

    Джефф Вогел - программист с большим опытом - поделился несколькими советами для того, чтобы научить начинающих разработчиков правилам хорошего кода.

    В частности, он предлагает всегда комментировать свой программный код. Что такое комментарий? Это понятное и краткое описание того, что происходит в данной строке кода или функции. Дело в том, что разработка определённой программы может затянуться на месяц или вообще приостановиться на некоторое время. Вернувшись к работе над проектом через пару месяцев, даже опытному программисту будет сложно разобраться в своей же программе. Но подробные комментарии смогут восстановить цепочку событий и поведение кода.

    Далее он рекомендует использовать в программе глобальные переменные как можно чаще. Это объясняется тем, что при изменении программного кода, придётся корректировать значение переменной всего лишь в одном месте. При этом все использующие значение функции или процедуры сразу об этом узнают и будут производить операции уже с новыми данными.

    Имена переменных и выявление ошибок

    Правильное название переменных также поможет значительно сократить время на изучение исходного кода программы, даже если код написан собственными руками. То есть хорошим кодом считается такой текст, где переменные и функции имеют имена, по которым можно понять, что именно они делают или хранят. При этом нужно стараться не использовать длинных имён переменных.

    Очень важно уделять большое внимание своевременному устранению ошибок. Что такое программный код, который исполняется идеально? Это код, в котором нет ошибок. То есть любое ветвление цикла или изменение переменной, или вовсе какие-либо непредвиденные действия пользователя, всегда приведут к ожидаемому результату. Это достигается за счёт тестирования готового по несколько раз.

    Выявление ошибок программного кода, а точнее, их предугадывание возможно на этапе проектирования программы. Присутствие в коде различных проверок условий и возможных исключений, поможет вести управление программой по определённому курсу.

    Оптимизация имеет колоссальное значение для написания работоспособной программы, которая будет экономно использовать ресурсы компьютера и при этом не допускать ошибок выполнения программного кода. Что такое оптимизированная программа? Это продукт, который способен выполнять весь заявленный функционал, ведя себя при этом "тихо" и экономно.

    Практически всегда оптимизации для стабильной работы программы можно добиться только в результате проведения нескольких тестов на разных платформах и в различных условиях. Если программа начинает вести себя непредсказуемо, нужно определить, что стало причиной и по возможности устранить или перехватить процесс.

    Заключение

    Что такое программный код? Говоря простым языком, это набор инструкций и понятий для компьютера. Он содержит текст, который компилятор или интерпретатор могут превратить в понятный машине язык. То есть, по сути, программный код - это посредник между человеком и компьютером, который упрощает их взаимоотношения.

    Главная » Что такое программный код, приложений, ошибки

    Любого программного обеспечения или онлайн-сервисов, например, Word, для Windows, whatsapp или браузера, которые ежедневно работают сотни миллионов людей, так или иначе, включают специальные инструкции. Или специальный программный код, который понятен машине, рассказывает ему, что делать или не делать. Или как правильно реагировать на действия пользователя. Какой код программы будет рассмотрен в этой статье.Описание

    Программа программный код-это текст выполняется на специальном языке, понятном машине. Она может быть выполнена непосредственно в тексте переводчика или передача в специальную форму компилятором.

    Исходный код может состоять из нескольких файлов. Все они должны быть одинакового формата. Текст программы, содержащиеся в них, должны быть написаны на одном языке. Однако, там могут быть некоторые исключения. Например, в веб-разработке файла страницы может содержать несколько различных языков программирования и стандартов. В зависимости от сложности проекта, можно представить, таких языков и технологий как PHP, HTML и javascript, Java и других.

    Сложных программных систем в сборе может потребоваться большое количество файлов, которые могут быть как целые сотни. Для совместной работы над такими крупными проектами, программисты очень часто используют системы контроля версий. Они позволяют одновременно работать с несколькими экземплярами исходный код, который на определенном этапе развития могут быть объединены в один общий.

    Качество кода

    Компьютер не способен понять, как ваш код написан для него, хорошо или плохо. Если он здоров и не содержит ошибок, машина будет в любом случае запустить его. Плохой код может усложнить задачи сопровождения программного обеспечения. Это особенно актуально для крупных проектов. Как правило, качественный код характеризуется несколькими параметрами:Читаемость кода. Одного взгляда на него должно быть достаточно, чтобы вообще понять, что реализуется фрагмент кода.Присутствие четкие и емкие комментарии. Этот параметр значительно влияет на удобочитаемость, простота отладки, тестирования, поддержки и устранения неполадок программного кода.Низкая сложность.Оптимизация кода. Организовать это так, что использовать программу меньше системных ресурсов, таких как память, процессорное время и дисковое пространство.Отсутствие мусора. То есть, не используемых переменных или блоки кода, которые никогда не доходит до программы управления.Вредоносного кода

    Помимо полезных программ, которые могут навредить системе или даже оборудования. Как правило, такой код пишется людьми, которые заинтересованы в каких-либо преимуществ от текущего процесса. Например, программы, которые могут похищать личную информацию от пользователей компьютера. Они могут быть номер карты, паспортные данные или любую другую конфиденциальную информацию. Другие же могут просто влиять на систему, тем самым вызывая сбои и предотвращая полную функциональность. Рекомендации по написанию хорошего кода

    Джефф Вогель — программист с большим опытом работы, поделился несколькими советами для того, чтобы научить начинающих правила хорошего кода.

    В частности, он предлагает всегда комментировать свой код. Что такое обзор? Это четкое и краткое описание того, что происходит в этой строке кода или функции. Тот факт, что разработка конкретной программы может быть отложено на месяц или даже приостановили на некоторое время. Возвращаясь к работе над проектом пару месяцев, даже опытный программист будет трудно разобраться в программе. Но подробные комментарии смогут восстановить цепь событий и поведения.

    Далее он рекомендует как можно чаще использовать глобальные переменные. Это происходит потому, что при изменении кода программы, необходимо скорректировать значение переменной только в одном месте. С использованием значения функции или процедуры сразу об этом узнают и будет работать с новыми данными.Имена переменных и выявления ошибок

    Правильное название переменных также поможет значительно сократить время на изучение исходного кода программы, даже если код написан своими руками. То есть, хороший код-это текст, где переменные и функции имеют имена, можно понять, что они делают или хранят. При этом необходимо стараться не использовать длинные имена переменных.

    Очень важно уделять большое внимание своевременному исправлению ошибок. Что такое программный код, который прекрасно выполнил? Этот код не имеет ошибки. То есть любая ветвь цикла или изменение переменной, или даже любых неожиданных действий пользователя, всегда приведет к ожидаемому результату. Это достигается путем тестирования программного продукта на нескольких случаев.

    Обнаружения ошибок кода, а точнее, их прогноз возможен на этапе проектирования программы. Наличие в коде проверку различных условий и возможных исключений, поможет вести управление программой курса.

    Оптимизация необходима для написания работоспособной программы, которые будут эффективно использовать компьютерные ресурсы и чтобы избежать ошибок выполнения кода программы. Какова оптимальная программа? Это продукт, который может выполнять все заявленные функции, ведет себя в этом «тихом» и экономичный.

    Почти всегда оптимизация для стабильной работы программы может быть достигнута лишь путем проведения нескольких тестов на разных платформах и в разных условиях. Если программа начинает вести себя непредсказуемо, нужно определить, чем она вызвана и устранить или захватить процесс.Заключение

    Что такое код? Простыми словами, это набор инструкций и понятий для компьютера. Он содержит текст, который компилятор или интерпретатор может превратить в понятный машине язык. То есть, по сути, кодекс является посредником между человеком и компьютером, что упрощает их отношения.

    Исходные коды программ и игр

    Исходники Лучшая книга программиста — рабочий исходный код. Раздел включает исходные коды самого разнообразного направления: исходники игр, сетевых программ и небольшие исходные коды для ознакомления. Исходники сайта написаны на языках программирования C++ и C#. Чтобы сделать небольшой, но алгоритмически важный шаг в разработке приложения, необходимо просмотреть очень много специализированной литературы, протестировать множество вариантов программных кодов. В таких случаях очень помогает рабочий исходник с готовым решением. Чаще всего нет необходимости полностью разбирать коды программ, достаточно выбрать только необходимые строки. Исходники настоящего сайта дополняют коллекцию исходных кодов размещенных на сайтах программисткой тематики. К каждой важной строчке кода прилагаются подробные комментарии.

    Программы Раздел включает прикладные программы, помогающие в расчетах, инструменты для вебмастеров, полезные утилиты для пользователей компьютеров. Здесь же можно найти компьютерные мини игры, головоломки, карточные игры и другие. Большинство программ и игр сайта имеют исходники в разделе исходных кодов. После небольших доработок исходники можно применять в различных собственных проектах. Исходники подробно комментируются на страницах сайта или в самих файлах исходников.

    Статьи Подбор статей о программировании — рассуждения профессиональных и начинающих программистов о программировании, языках программирования и о выборе инструментов программирования. Рассказывается о возникновении науки программирования, о создании языков программирования, их различиях. В статьях можно найти интересные рассуждения студентов технических вузов и начинающих программистов.

    Лицензионное программное обеспечение Занимаясь разработкой программ или увлекаясь программированием невозможно обойтись без специализированного программного обеспечения. На некотором уровне программистского стажа определяется свое специализированное направление, свой джентльменский набор программного обеспечения. Используя для своих разработок взломанные, пиратские программы рано или поздно осознаешь, что без лицензионного софта, гарантирующего безотказную полноценную функциональность и комфортность программирования, невозможно обойтись. В настоящее время для частных разработчиков и небольших программирующих организаций предлагается много профессионального программного обеспечения по приемлемым ценам. В данном разделе предлагается множество полезных программ. Ассортимент предложения лицензионного программного обеспечения включает огромное количество софта для разработчиков прикладных программ, сетевых программ, веб-программистов, графические программы для художников-дизайнеров и множество других. Раздел также содержит программы, созданные чтобы обеспечить безопасность вашей работы на персональной вычислительной технике: антивирусы, брандмауэры, фаерволы, сетевые экраны.

    Книги Теоретическая подготовка должна обязательно сочетаться с практической работой и даже опережать ее. Занимаясь только одной практикой программирования, рано или поздно осознаешь, как низок потолок своих знаний. Именно здесь помогают книги от авторов с большим стажем программирования, от авторов которые из разряда обычных программистов перешли в разряд настоящих мастеров, просто и доступно объясняющих сложные алгоритмы программирования. Причем книгу на бумаге полноценно не может заменить электронная книга.

    Понятие программного кода

    Качество усвоения информации читаемой на бумаге гораздо выше, чем если ту же книгу читать на дисплее компьютера. Раздел включает большое количество книг полезных в компьютерном хозяйстве. Предлагаются самые последние издания с интересным и актуальным содержанием. Здесь вы можете найти литературу по программированию, интернет-программированию, созданию и обслуживанию компьютерных сетей, книги о создании и обработке компьютерного звука и музыки, оцифровке видео и созданию домашнего кино. Книги помогут вам обучиться и компьютерной графике.

    Исходный код (обычно просто текст программы , англ. source code ) — любой набор инструкций или объявлений, написанных в компьютерном языке программирования и в форме, которую может прочитать человек. Исходный код позволяет программисту общаться с компьютером с помощью ограниченного набора инструкций.

    Исходный код, написанный на HTML, с использованием JavaScript

    Исходный код, представляющий собой программу, как правило, содержится в одном или более текстовых файлах, иногда сохраняется в базах данных, как хранимые процедуры, а также может появиться, как фрагменты кода, напечатанные в книгах или других средствах печати. Большая коллекция файлов исходноко кода может быть организована в дерево каталогов, и, в этом случае, оно может быть также известно как дерево исходных кодов (англ. source tree ) или дерево кода дерево исходного кода и т.д.

    Исходный код программы — это набор файлов, необходимых для преобразования из формы, доступной для чтения человеку, на некоторые виды компьютерного исполняемого кода.

    12.3.2. Пример программного кода

    Возможны два направления выполнения кода: транслируется в машинный код с помощью компилятора, предназначенного для определенной компьютерной архитектуры , или выполняется непосредственно по тексту с помощью интерпретатора.

    Цели

    Исходный код в основном используется в качестве входных данных для процесса, который производит исполняемые программы (то есть, его компилируют или интерпретируют). Его также используют в качестве средства передачи алгоритмов между людьми (например, фрагменты кода в книжках). Портирование программы на другие компьютерные платформы без сырцового кода, как правило, является достаточно сложным. Хотя возможны варианты портирование и без исходных кодов, напр., двоичная трансляция илиэмуляция оригинальной платформы.

    Лицензирование

    Программные средства, и исходный код, что их сопровождает, как правило, относятся к одной из двух парадигм лицензий: открытое программное обеспечение и несвободное программное обеспечение (или проприетарное). В целом, программное обеспечение является открытым , если исходный код может свободно использоваться, распространяться, модифицироваться и анализироваться, и проприетарным , если исходный код держится в секрете, или находится в частной собственности и доступ к нему ограничен. Для обеспечения закрытости используются преимущественно положения различных законов об авторском праве, но часто используются также коммерческая тайна и патенты. Кроме того, дистрибутив программы, как правило, приходит с лицензионным соглашением (EULA), которое, главным образом, запрещает декомпиляцию, реинжениринг, анализ, редактирование, или обход защиты от копирования. Виды защиты исходного кода (кроме традиционного компилирования в объектный код включают шифрование кода, запутывания кода (англ. code obfuscation ) или морфинг кода.

    Качество

    То, как написано программу, может иметь очень важные последствия для ее сопровождения. Многие учебники по стилю программирования настаивают на важности читабельности, и многие рекомендации направлены на поддержку исходного кода программы, которое включает в себя отладочную и обновления. Другие приоритеты, как например, скорость выполнения программы и возможности компилирования программы для нескольких архитектур, часто делают читабельность кода менее важным фактором, поскольку качество кода полностью зависит от его назначения.

    Поскольку программирование уже десятки лет существует в промышленных масштабах, были разработаны соответствующие стандарт оформления кода. Некоторые стандарты оформлены официально, а некоторые являются негласными правилами. Например, Венгерская нотация регламентирует наименование идентификаторов в программе (часто это решается выпуском конвенции по именованию в масштабах предприятия), другие стандарты определяют правила расстановки элементов синтаксиса.

    Исхо́дный код (также исхо́дный текст , либо просто исхо́дник , код , англ.Code ) - компьютерная программа в текстовом виде на каком-либо языке программирования. Исходный код либо транслируется в исполняемый код при помощи компилятора, предназначенного для определенной компьютерной архитектуры , либо исполняется непосредственно по тексту при помощи интерпретатора.

    Назначение

    Исходный код либо используется для получения объектного кода, либо выполняется интерпретатором. Изменения никогда не выполняются над объектным кодом, только над исходным, с последующим повторным преобразованием в объектный.

    Другое важное назначение исходного кода - в качестве описания программы. По тексту программы можно восстановить логику её поведения. Для облегчения понимания исходного кода используются комментарии. Существуют также инструментальные средства, позволяющие автоматически получать документацию по исходному коду - т. н. генераторы документации.

    Кроме того, исходный код имеет много других применений.

    HTML Программный код

    Он может использоваться как инструмент обучения; начинающим программистам бывает полезно исследовать существующий исходный код для изучения техники и методологии программирования. Он также используется как инструмент общения между опытными программистами, благодаря своей (идеально) лаконичной и недвусмысленной природе. Совместное использование кода разработчиками часто упоминается как фактор, способствующий улучшению опыта программистов.

    Программисты часто переносят исходный код из одного проекта в другой, что носит название повторного использования кода (Software reusability ).

    Исходный код - важнейший компонент для процесса портирования программного обеспечения на другие платформы. Без исходного кода какой-либо части ПО, портирование либо слишком сложно, либо вообще невозможно…

    Организация

    Исходный код некоторой части ПО (модуля, компонента) может состоять из одного или нескольких файлов. Код программы не обязательно пишется только на одном языке программирования. Например, часто программы, написанные на языке Си, с целью оптимизации, содержат вставки кода на языке ассемблера. Также возможны ситуации, когда некоторые компоненты или части программы пишутся на различных языках, с последующей сборкой в единый исполняемый модуль при помощи технологии известной как линковка библиотек (library linking ).

    Сложное программное обеспечение при сборке требует использования десятков, или даже сотен файлов с исходным кодом.

    В таких случаях для упрощения сборки обычно используются файлы Makefile , содержащие описание зависимостей между файлами с исходным кодом и описывающие процесс сборки.

    Для облегчения работы с исходным кодом, для совместной работы над кодом командой программистов, используются системы управления версиями.

    Качество

    В отличие от человека, для компьютера нет «хорошо написанного» или «плохо написанного» кода. Но то как написан код может сильно влиять на процесс сопровождения ПО. О качестве исходного кода можно говорить в контексте следующих параметров:

    • читаемость кода
    • лёгкость в поддержке, тестировании, отладке и устранении ошибок, модификации и портировании
    • низкая сложность
    • низкое использование ресурсов - памяти, процессора, дискового пространства
    • отсутствие замечаний при компиляции программы

    Это вводная часть, посвященная теоретическим основам программирования. Читатель может ознакомиться с ней и затем перейти к изучению программирования на практике (ссылки в начале и в конце этого материала), может обратиться к практическим упражнениям сразу, а может продолжить знакомиться с теорией разработки программных продуктов, выбирая интересующие его вопросы из вышеприведенного списка. Что касается данной статьи, то вот ее основные разделы:

    Совет: Читая дальнейший материал, не старайтесь запомнить все встречающиеся по ходу повествования термины и определения. Все встанет на свои места со временем, тем более что гипертекст интернет страниц тем и хорош, что ссылки на развернутое изложение материала можно обнаружить там, где это необходимо. Вы всегда сможете вернуться на нужную страницу и сделать это ровно тогда, когда ощутите дефицит знаний. Если какой-либо раздел вызывает у вас трудности в плане его осознания – пропустите его. Если в дальнейшем вы к нему не вернетесь, то это означает, что он в процессе изучения основ программирования для вас оказался лишним.

    Что такое алгоритм, программирование и псевдокод

    Начнем с того, что определим, что такое алгоритм. Алгоритм – это порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить определенную задачу. Понятие алгоритма не связано только лишь с программами, выполняемыми на , поэтому на вопрос “кому необходимо выполнить” ответом может быть кто или что угодно: человек, робот, вычислительная техника и т.д. Алгоритм – это инструкция или руководство или, наконец, просто программа действий . В этом случае – это описание алгоритма средствами , конструкции которого компьютер умеет обрабатывать. Или же просто это процесс написания текста компьютерной программы. В такой интерпретации синонимом программированию является процесс кодирования (coding) . Почему я заговорил про интерпретации? Дело в том, что разработчики программного обеспечения очень трепетно относятся к тому, чем они занимаются, и могут быть крайне недовольны, когда их деятельность сводят только лишь к процессу кодирования на конкретном языке программирования. Сам – это не только кодирование, но и предваряющий этап проектирования, а также последующие этапы и сопровождения. Под программированием чаще имеют в виду процесс создания компьютерной программы в целом, в том числе и разработку алгоритма, а кодирование – это перевод уже разработанного алгоритма на язык, понятный объекту кодирования (имеется в виду компьютер или любое другое устройство, работающее по заданной кем-то программе).

    Итак, алгоритм любой задачи, описанный на любом алгоритмическом языке (процедурном языке программирования), в первом приближении предстает в виде последовательности инструкций или операторов . Оператор может быть простым или составным. Простой оператор – это атомарная единица языка программирования . К простым операторам относят (определение имени и типа переменной), (присвоение переменной значения), операции ввода и вывода информации и т.д.

    Переменная (в программировании) – это поименованная область оперативной памяти, предназначенная для временного хранения порции данных, обрабатываемой компьютерной программой. Переменная характеризуется размером занимаемой памяти и типом, который определяет то, каким образом эта память интерпретируется компьютером. Тип переменной может быть простым или составным (комплексным). К простым типам относится числовой, символьный и логический тип. Составной тип - это набор простых и/или других составных типов.

    Составные операторы используются для организации других операторов в последовательности и управления ходом выполнения программы. К составным операторам относят (повторение последовательности операторов), и т.п. и сами по себе операторами не являются. Они могут быть аргументами значений переменным или критериями выполнения циклов и условных операторов. Частью математических и логических выражений могут быть .

    Промежуточные итоги: Простейшая компьютерная программа – это последовательность операторов (программных инструкций), одни из которых модифицируют переменные, а другие управляют ходом выполнения программы (циклы, условные операторы), на основании условий, заданных логическими и арифметическими выражениями.

    Если что-то из всего этого вызывает вопросы, то предлагаю перейти по любой из приведенных выше ссылок и познакомиться с описанными мной конструкциями процедурного языка программирования подробнее.

    Раньше алгоритмы, перед тем как реализовать их на , представляли в виде . На сегодня, как мне кажется, к классическим блок-схемам прибегают довольно редко (в школах или на различных курсах основ программирования). Также, блок-схемы используют при описании бизнес-процессов совместно с диаграммами, но это уже относится к этапам макропроектирования. Я в своей практике весьма редко использую какие-то промежуточные формы описания алгоритмов, но если такая необходимость возникает, то делаю это с использованием псевдокода . Псевдокод – это псевдоязык программирования , на синтаксис которого стандартов не существует. Псевдокод лишен несущественных для понимания сути алгоритма деталей, без которых никак при написании программ на реальных языках программирования. Единственная цель псевдокода – формализовать описание алгоритма . Задачи, решения которых описаны на псевдокоде, очень легко переносятся на любой язык программирования, поскольку псевдокод и есть язык программирования с той лишь разницей, что для него не существует компилятора, а единственным интерпретатором для него является человеческий мозг. Что такое компилятор и интерпретатор я расскажу в конце этого материала.

    Примеры алгоритмов на псевдокоде и в виде блок-схем

    Вот пример описания алгоритма задачи деления одного числа на другое, выполненного на псевдокоде:

    A: ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЙ ТИП ВВОД(A) B: ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЙ ТИП ВВОД(B) ЕСЛИ B=0 ТО ВЫВОД(“ОШИБКА: ДЕЛЕНИЕ НА 0!”) ВЫХОД КОНЕЦ ЕСЛИ C: ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП C = A / B ВЫВОД(C)

    Интегрированная среда разработки (IDE, Integrated development environment) – совокупность программных средств, предлагающих пользователю инструменты для написания программного кода, поиска и выделения в нем синтаксических ошибок и запуска приложения в режиме отладки. В состав интегрированной среды разработки входят компилятор, компоновщик, отладчик, профайлер и другие компоненты. Наиболее популярной средой разработки программных продуктов на языках программирования C#, VB.NET и C++ является , а для учебных целей я предлагаю использовать следующий .

    Отладчик (debugger) – инструмент IDE, позволяющий выполнять программу в пошаговом режиме и отслеживать значения переменных на каждом из шагов, определенных точками останова или контрольными точками (break point).

    Профайлер (profiler) – инструмент IDE, используемый для оптимизации программного кода по скорости его выполнения и занимаемой им оперативной памяти. С помощью профайлера можно собрать статистику, какая часть кода выполняется чаще всего, и сколько времени и ресурсов на ее выполнение тратит компьютер. На основе этой статистики можно выявить “узкие места” вашей программы и направить свои усилия на их оптимизацию.

    Язык программирования – формальный язык, представленный набором инструкций (операторов), с помощью которых, с соблюдением определенного синтаксиса пишутся компьютерные программы. По-другому, язык программирования – это основной инструмент реализации алгоритма конкретной задачи на компьютере.

    Машинный код – система команд, которые процессор компьютера понимает “без перевода”.

    Языки программирования высокого и низкого уровня – классификация языков программирования по степени удобства их использования человеком для решения прикладных задач (языки высокого уровня) или по степени близости их к машинному коду (языки низкого уровня).

    Компилятор (compiler) – приложение, которое занимается процессом компиляции - переводом программы (трансляцией программного кода), написанной на языке программирования высокого уровня на язык низкого уровня или в машинный код. Под компиляцией на язык низкого уровня чаще всего подразумевается трансляция программы на язык ассемблера с тем, чтобы выполнить “тонкую” настройку отдельных “узких мест” перед тем как окончательно перевести ее в машинный код. Пример программы на ассемблере можно увидеть .

    Объектный модуль – файл, содержащий результат работы компилятора, а именно сам машинный код со ссылками на другие объектные модули, если программа сложная и состоит из множества компонентов.

    Компоновщик (linker) – приложение, которое вступает в процесс создания исполняемого модуля после компилятора. Если результат компиляции – это несколько объектных модулей, то компоновщик всех их находит и строит из них исполняемый модуль.

    Исполняемый модуль – файл, содержащий программу ровно в том виде, который способен обработать загрузчик конкретной операционной системы. Чаще всего это файлы с расширением exe или dll.

    Загрузчик (loader) – часть операционной системы, которая создает для программы отдельный , загружает в оперативную память (в область оперативной памяти, выделенную для процесса) данные исполняемого файла, инициализирует регистры процессора и стартует процесс. С этого момента программа начинает выполняться.

    Интерпретатор (interpreter) – программа, исполняющая программный код пошагово, транслируя в машинный код только ту его часть, которую необходимо исполнить в конкретный момент времени. Интерпретатор обрабатывает программу построчно. Отличие компилятора от интерпретатора в том, что компилятор транслирует в машинный код сразу всю программу, создавая при этом один или несколько объектных модулей, а интерпретатор, выполнив трансляцию только нужного ему фрагмента программы, сразу же этот фрагмент и выполняет. Таким образом, некоторые интерпретаторы – это компилятор, компоновщик и загрузчик в одном флаконе. Примером интерпретатора является блок обработки в интернет браузере.

    На этом с теорией я позволю себе закончить и перейду к практике. Начну с того, .



  • Понравилась статья? Поделитесь ей