Контакты

Разгон карты amd a10 4600m. Изучение нюансов разгона процессоров AMD Kaveri. Краткая инструкция по использованию

С минимальной разницей, лучшим тестом оказался LinX FMA в режиме с 3072 Мбайт доступной памяти. Отмечу, что стабильность при 1.125 В сохранялась во всех тестах, но LinX в режиме с 3072 Мбайт доступной памяти отреагировал на такое напряжение снижением уровня производительности.

Сравнение стресс-тестов для проверки температурного режима

При замерах температур использовалась утилита, идущая в комплекте с материнской платой – AI Suite. Помимо температурных замеров был произведен и замер энергопотребления процессора, при помощи мультиметра Mastech MY64 и 50 А 75 мВ шунта (75ШИП1-50-0.5) в разрыве плюса 8-pin кабеля питания.

Для того, чтобы более адекватно оценить разницу в результатах, были использованы сразу три различных уровня напряжения: 1.3625 В, 1.4125 В и 1.4625 В. Система охлаждения – Thermalright Silver Arrow SB-E Extreme.

Для начала, замер при 1.3625 В:

Тест Пиковое значение
температуры процессора, °C
Потребление
процессора, Вт
Без нагрузки 33 15
LinX 0.6.4,
3072 Мбайт
42 73
LinX 0.6.4,
1024 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
40 70
LinX 0.6.4,
3072 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
41 72
LinX 0.6.4,
6144 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
41 71
OCCT 4.4.0.,
Large Data Set
41 71
OCCT 4.4.0.,
Medium Data Set
40 68
OCCT 4.4.0.,
Small Data Set
41 73
Prime 95 v27.9,
Small FFTs
41 72
Prime 95 v27.9,
In-place Large FFTs
42 74
Prime 95 v27.9,
Blend
42 73
Тест Пиковое значение
температуры процессора, °C
Потребление
процессора, Вт
Без нагрузки 34 17
LinX 0.6.4,
3072 Мбайт
43 83
LinX 0.6.4,
1024 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
42 77
LinX 0.6.4,
3072 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
43 80
LinX 0.6.4,
6144 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
42 77
OCCT 4.4.0.,
Large Data Set
43 79
OCCT 4.4.0.,
Medium Data Set
42 77
OCCT 4.4.0.,
Small Data Set
43 83
Prime 95 v27.9,
Small FFTs
43 80
Prime 95 v27.9,
In-place Large FFTs
44 84
Prime 95 v27.9,
Blend
43 83
Тест Пиковое значение
температуры процессора, °C
Потребление
процессора, Вт
Без нагрузки 35 19
LinX 0.6.4,
3072 Мбайт
45 92
LinX 0.6.4,
1024 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
44 89
LinX 0.6.4,
3072 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
44 90
LinX 0.6.4,
6144 Мбайт + Linpack 11.0.1.005
44 89
OCCT 4.4.0.,
Large Data Set
44 90
OCCT 4.4.0.,
Medium Data Set
44 88
OCCT 4.4.0.,
Small Data Set
45 92
Prime 95 v27.9,
Small FFTs
44 90
Prime 95 v27.9,
In-place Large FFTs
45 94
Prime 95 v27.9,
Blend
45 94

Разброс между программным обеспечением не так велик, при этом, поведение системы не меняется при изменении напряжения питания процессора. С небольшим преимуществом, лучшие результаты показывает Prime 95 In-place Large FFTs. Удобно, что этот же тест показал лучшие результаты в определении стабильности процессора, то есть для проверки стабильности и температурного режима не понадобится использовать разное программное обеспечение.

В 2014 году компания AMD выпустила на рынок четвертое поколение APU-процессоров под кодовым именем «Kaveri», позиционируя их как универсальное решение для сборки домашних и бюджетных игровых систем. APU (Accelerated Processing Unit) процессоры – это «гибриды», содержащие в своем составе как CPU-ядра (Central Processor Unit, центральный процессорный элемент), так и вычислительные блоки GPU (Graphics Processor Unit, графический процессорный элемент), тем самым обеспечивая ПК с таким процессором хороший уровень производительности в играх и мультимедиа без необходимости использования дискретной видеокарты, а значит можно собирать недорогие, компактные системы.

Проследить краткие «изменения» в истории развития поколений можно на примере старших моделей APU-процессоров.

Если внимательно посмотреть на характеристики, то можно заметить, что компания AMD в «новых» поколениях особую роль уделяет именно графической составляющей APU-процессоров, увеличивая частоту и количество вычислительных элементов. Однако помимо этого компания работает и над программной частью, продвигая свой API Mantle, сотрудничая с разработчиками приложений для того, чтобы новые программы смогли в полной мере задействовать весь потенциал гибридных процессоров.

Архитектура

Представив новое поколение процессоров A10-7xxx компания AMD подчеркивает, что они имеют гетерогенную архитектуру (HSA, Heterogeneous System Architecture), в которой ядра центрального процессора и вычислительные элементы графического процессора могут совместно использоваться для решения одной задачи и даже взаимодействовать между собой через общую оперативную память c однородным доступом (hUMA-архитектура, heterogeneous Uniform Memory Access). Главное, чтобы само приложение использовало возможности процессора.

Флагман семейства процессоров Kaveri, AMD A10-7850K, имеет, в терминологии AMD, 12 «вычислительных ядер» (4 CPU-ядра «Steamroller» и 8 GPU ядер на базе GCN-архитектуры, Graphics Core Next), поддерживает ускорение обработки видео, вывод звука (AMD TrueAudio), подключение до 4-х мониторов, использование высокочастотной памяти DDR3-2133 с работой в двухканальном режиме.

Новые процессоры выпускаются с применением 28 нм технологического процесса, позволив увеличить плотность размещения компонент при сохранении размеров кристалла, а значит повысить производительность. Так, площадь кристалла процессора AMD A10-7850K составляет 245 кв. мм и он насчитывает 2,41 млрд. транзисторов, в то время как AMD A10-6800K c площадью 246 кв. мм содержит всего ~1,3 млрд. транзисторов.

Обновления коснулись всех элементов процессора, но по большей части их можно назвать «косметическими». Так, микроархитектура процессорных ядер Steamroller основана на дальнейшем совершенствовании предшественника Piledriver (AMD A-серия 6xxx) и прародителя Bulldozer (AMD FX), то есть это два блока со спаренными ядрами и оптимизацией работы различных блоков процессора (повышена эффективности очереди выборки, снижено количество предсказаний неверных ветвлений и количество кеш-промахов, увеличен L1-кеш команд). Все это должно обеспечить прирост в производительности CPU-ядер до 20% (средний ~10%).

47% площади всего кристалла отведено под GPU, построенного на базе GCN-архитектуры, которая применяется в дискретных видеокартах AMD Radeon R7/R9. В процессоре AMD A10-7850K графический процессор (GPU) состоит из восьми «вычислительных ядер» (Core Unit), способных выполнять х86 команды основной программы. Каждое из них имеет планировщик, наборы векторных и скалярных регистров, общую локальную память, внутренний кеш L1, 4 векторных и 16 текстурных блоков. В итоге он насчитывает 512 шейдерных процессора (стандарт IEEE-2008) и соответствует уровню дискретной графики AMD Radeon R7 250/250X, правда уровень производительности стоит ожидать несколько меньшим, так как в дискретных решениях используется выделенная память DDR3/GDDR5, а он использует общую оперативную память.

Из ключевых особенностей отмечается возможность прямого взаимодействия между CPU- и GPU-ядрами (через блок Graphics Nortbridge/IOMMUv2). Несмотря на наличие независимого контроллера памяти у GPU, все-равно производительность будет упираться в пропускную способность оперативной памяти, поэтому старшие модели процессоров поддерживают работу с памятью DDR3 на частоте 2133 МГц. Взаимодействие с периферией и дискретной видеокартой, подключенными к материнской плате, может осуществляться по 8 линиям PCI-E v2.0 и 16 линиям PCI-E v3.0. Конечно же не забыты блоки ускорения декодирования видео UVD3 и вывода звука (AMD TrueAudio).

Положительным моментом от использования однородного доступа к памяти является сокращение количества обращений к последней, а значит более эффективное использование пропускной способности памяти. Если раньше GPU использовал отдельный буфер, выделяемый из оперативной памяти и в который необходимо было копировать данные для обработки GPU, то в A10-7850K GPU обращается к памяти напрямую, не требуя вспомогательных операций копирования.

Конечно же это отразилось на «алгоритме» работы программ, задействующих GPU. Если в «старых» процессорах копировались данные в буфер GPU с задействованием ОС (именно она отвечает за управление памятью), некоторое время уходило на ожидание в очереди для начала выполнения, только потом задание выполнялось на GPU и дальше происходил обратный процесс, ...

То на процессорах Kaveri большая часть операций стала не нужна, позволяя напрямую обращаться к необходимым данным.

Казалось бы, перейдя на новый 28 нм техпроцесс, можно было ожидать и роста тактовых частот, но из-за общей сложности кристалла, обеспечения выхода большего количества работоспособных кристаллов, желания уложиться в меньший тепловой пакет (TDP до 95 Вт), у процессора AMD A10-7850K они оказались ниже, чем у предшественника AMD A10-6800K – для CPU-ядер это 3.7/4 ГГц (базовая/Turbo Core) против 4.1/4.4 ГГц и для GPU-ядер 720 МГц против 844 МГц.

Технология Dual Graphics

Компания AMD подчеркивает еще одно преимущество гибридных процессоров – это возможность повышения производительности графической подсистемы за счет установки дискретной видеокарты и включения режима Dual Graphics (разновидность CrossFireX), где дискретная карта и встроенное в процессор видеоядро работают в паре. Конечно сохранились все особенности технологии, в виде ее работы в приложениях, использующих DirectX 11/12, оптимизация работы на уровне драйверов под выходящие игры (профили настройки), а так же «добавились» рекомендации по использованию процессоров A-серии с семействами дискретных видеокарт.

Включается технология в утилите AMD Catalyst Control Center.

Процессор AMD A10-7850K

На текущий момент процессор AMD A10-7850K занимает одну из верхних ступенек модельного ряда (есть еще AMD A10-7870K, который появился в 2015 году) и он представляет собой гибридный процессор с 12-ю вычислительными ядрами, имеющий 4-е CPU-ядра и 8-ь GPU-ядер (512 шейдерных процессоров).
Рабочая частота CPU-ядер составляют 3.7 ГГц и поддерживается технология Turbo Core, способная «ускорить» их до 4 ГГц, GPU-ядра имеют максимальную частоту 720 МГц. Наличие индекса «К» говорит нам о не заблокированном множителе, а значит его можно разгонять.
Тестируемый процессор AMD A10-7850K имеет маркировку AD785KXBI44JA и выполнен в сокете FM2+ (как и все остальные процессоры семейства Ax-7ххх).

Информация о нем, полученная с помощью утилиты CPU-Z. Под нагрузкой на все 4 ядра он работает на частоте 3700 МГц, а вот в простое она снижается до 1700 МГц.


Информация о встроенном видеоядре Radeon R7.

Процессор AMD A10-7850K прибыл к нам OEM версии и несмотря на «защиту» контактные ножки все-таки оказались погнуты в нескольких местах по краям. Такое может встретиться при продажах в магазине и других OEM версий процессоров AMD, поэтому при покупке лучше еще раз убедиться в их «целостности», иначе будет повод к отказу в гарантии.

А нам предстоял долгий процесс их выпрямления...

Чипсеты (материнские платы)

Процессоры семейства Kaveri получили новый сокет FM2+, обратно совместимый с FM2 и конечно же, появились новые чипсеты под кодовым именем Bolton.

Топовым является чипсет AMD A88X и только он поддерживает возможность создания CrossFireX конфигурации из двух дискретных видеокарт.
Для тестирования возможностей процессора AMD A10-7850K была предоставлена материнская плата ASUS A88XM-A, основанная на «топовом» чипсете AMD A88X. Это «рядовая» mATX плата, имеющая 24-пин и 4-пин разъемы питания, 4-е слота под оперативную память DDR3 с частотой 1333 – 2400 МГц, тремя слотами для подключения плат расширения (1 x PCI-E x16 v3.0 в случае использования процессоров на сокете FM2+, 1 x PCI-E x1 и 1 x PCI), 6-ю портами SATA 3, 4-я портами USB 3.0 и 6-ю портами USB 2.0.

Как видно, в ней нет возможности установить вторую видеокарту.
Интерфейс UEFI BIOS стандартный для плат ASUS с разницей, связанной особенностями реализации под конкретную платформу. Плата ASUS A88XM-A позволяет задействовать AMP-профили памяти (AMD Memory Profile), если таковые прописаны в модулях памяти.

Опции, связанные с процессором и встроенного в него видеоядра, если такое имеется (можно выделить до 2 Гбайт под видеопамять).

Информация, выдаваемая утилитой CPU-Z о плате.

Оперативная память

Стоит упомянуть и про оперативную память DDR3, на которой работает платформа, так как в гибридных процессорах AMD Aх-7ххх ее используют и CPU- и GPU-ядра, то немаловажным фактором будут ее характеристики, а в частности частота (как именно она влияет на результаты будет рассмотрено чуть ниже). Именно поэтому процессоры обрели поддержку высокочастотной памяти 2133 МГц и у компании AMD есть готовые решения – AMD Radeon Memory.

В нашем случае использовались 4 Гбайт модули памяти DDR3-2133 из серии AMD Radeon R9 с маркировкой R934G2130U1S. Тайминги 10-11-11-30 и рабочее напряжение 1.65 В.

С помощью утилиты AIDA64 мы посмотрели, какие профили имеются в модулях и пара из них расширенные – XMP (DDR3-2133) и AMP (DDR3-2333). То есть при использовании платформы AMD пользователь может получить «бонус», выставив большую частоту.

Тестовый стенд

Чтобы было с чем сравнивать мы взяли процессор Intel Core i3 4160 (3.6 ГГц) из того же ценового сегмента, что и AMD A10-7850K (3.7 ГГц) и по возможности использовали одно и тоже оборудование.

Тестирование осуществлялось в режиме открытого стенда (без использования корпуса). Сами конфигурации:

Платформа AMD:
– Процессор AMD A10-7850K
– Материнская плата ASUS A88XM-A
– Система охлаждения Cooler Master X6 Elite
Обратим внимание, что кулер накрывает модули памяти AMD, но все-равно он ставиться без проблем, а вот чтобы добраться до памяти, придется демонтировать вентилятор.

Платформа Intel:
– Процессор Intel Core i3 4160
– Материнская плата ASUS H97I-PLUS
– Боксовый кулер от процессора Intel Core i5 4670K
Процессор идет с заблокированным множителем, а материнская плата поддерживает частоту памяти 1600 МГц, на которой и тестировалась платформа.

Общая часть:
– Оперативная память 2 x DDR3-2133 AMD Radeon R9 Memory R934G2130U1S
– Дискретная видеокарта ASUS Radeon R7 240 2 Gb DDR3 (R7240-2GD3-L)(использовалась для дополнительных тестов, ее обзор можно прочитать ) (320 потоковых ядер, но есть собственная видеопамять 2 Гб)
– SSD накопитель Kingston HyperX FURY 240Gb (SHFS37A/240G)
– Блок питания Corsair CS650M 650 Вт
– ОС Windows 8.1 x64
– Драйвера: AMD Catalyst 15.4 и Intel HD Graphics Driver 15.36.21.64.4222

Разгон процессора AMD A10-7850K

Одной из особенностей процессора AMD A10-7850K является разблокированный множитель, что существенно упрощает его разгон, так как изменяется множитель, напряжения и нет необходимости контролировать вспомогательные частоты (память, шины NorthBridge), однаком при тестировании конкретного экземпляра мы столкнулись с проблемами – разогнав его до 4,4 ГГц (множитель х44, при Vcore=1.44 В) он без проблем проходил тесты в LinX, но при любой малейшей 3D-нагрузке происходила перезагрузка. Причем повышение напряжение Vcore выше 1.46 В и VDDNB до 1.3 В (напряжения контроллера памяти, шины) приводило уже к нагреву процессора до 94 °С. Обновление BIOS платы так же не решило проблему. Возможно, что сказались погнутые ножки процессора, так как подобное происходило и на меньшей частоте – 4200 МГц...

В результате стабильной частотой оказались 4000 МГц (режим Турбо) и уже от этой планки начался разгон встроенного видеоядра Radeon R7. Его пришлось разгонять через утилиту AMD OverDrive, так как утилита MSI Afterburner упорно не хотела поднимать частоту. При VDDNB=1.25 В стабильная частота видеоядра составила 900 МГц (проблема возникла только с тестом Futuremark PCMark 8, где тест «видео чат» приостанавливался на длительное время, но система исправно работала).

Результат 4000 МГц ядра CPU и 900 МГц ядра GPU. Максимальный нагрев 87 °С при работе кулера Cooler Master X6 Elite на максимальных оборотах.

Так же были рассмотрены возможности разгона модулей памяти DDR3-2133 AMD Radeon R9 Memory R934G2130U1S, но заставить систему работать на частоте 2400 МГц не получилось даже используя более высокие тайминги – тест LinX выдавал ошибку выполнения.

Тестирование

Для оценки потенциала процессора AMD A10-7850K тестирование осуществлялось при различной частоте оперативной памяти:
– DDR3-1600, тайминги 9-9-9-24-1T, Vmem 1.5 В
– DDR3-1866, таймингн 9-10-10-28-2T, Vmem 1.6 В
– DDR3-2133, таймингн 10-11-11-30-2T, Vmem 1.65 В
В режиме разгона процессора память функционировала на частоте 2133 МГц.

Дополнительно для оценки производительности интегрированного видеоядра Radeon R7 применялась дискретная видеокарта ASUS Radeon R7 240, которая так же была использована для организации связки Dual Graphics.

Начнем с «процессорных» тестов/приложений.

Fritz Chess Benchmark – тестовый пакет, поддерживающий многопоточность и отражающий производительность процессора за счет выполнения шахматных алгоритмов.

Процессор AMD A10-7850K получил некоторое преимущество (3–4,4 %) в зависимости от частоты памяти) за счет наличия 4-х ядер, в то время как Intel не отстает за счет «быстрой» архитектуры и поддержки многопоточности.

wPrime v2.1 – многопоточный тест использующий вычисление квадратных корней большого количества чисел.

Ситуация аналогичная, только разница чуть выше – 6–8,4 % в пользу процессора AMD, есть прибавка от использования быстрой памяти.

TrueCrypt 7.1a – программа шифрования данных «на лету», измерялась скорость работы AES+Twofish+Serpent.

График демонстративен с приростом 31–35,3 %, переход от частоты памяти с 1600 МГц на 1866 МГц более заметен, чем между 186 МГц и 2133 МГц.

AIDA 64 Engineer v5.20 – тест подсистемы памяти.

Рост от использования памяти с более высокой частотой на платформе AMD хорошо заметен и составляет 15,6 %, но дотянуться до результатов платформы Intel, работающей на частоте 1600 МГц, платформа AMD все-равно не в состоянии.

WinRAR 5.20 – архиватор с поддержкой многопоточности, чувствительный к архитектуре процессора и быстродействию подсистемы памяти.

Платформы на базе Intel обеспечивают более высокую пропускную способность памяти, да и встроенная графика гибридного процессора AMD, обращаясь к памяти, «тянет» результаты вниз (разница от использования высокочастотной памяти ~11 %), накладывается и лучшая вычислительная производительность архитектуры Intel, поэтому AMD A10-7850K уступает Core i3 4160 около 20,5–31,4 %.

7-Zip 9.20 – многопоточный архиватор, способный задействовать до 8-и ядер.

Разница 0,2–3,5 % в пользу AMD A10-7850K.

x264 HD Benchmark 5.0.1 – тест кодирования 1080p видео, активно использующий многопоточность.

Первый проход быстрее завершает процессор Intel, а вот второй проход лучше дается процессору AMD. Прирост от использования высокочастотной памяти мизерный – около 0,3 %.

Cinebench R15 – многопоточный тест состоит из двух подтестов, оценивающих производительность CPU-ядер и возможности графического процессора (OpenGL).

В тесте, отражающим производительность процессора лидером стал Intel Core i3 4160, выигрывая 10,4–11,8 % у AMD A10-7850K. Однако тест видеоподсистемы раскрывает «сильную» сторону процессора AMD. Прирост составил 40 – 42,1 %. Хоть прирост от перехода к высокочастотной памяти не такой существенный, но все-таки он есть и дополнительные пара FPS не будут лишними.

LuxMark v3.0 – OpenCL бенчмарк с рендерингом различных сцен, позволяющий оценить быстродействие процессорных ядер, GPU, так и обеспечивающий их одновременную загрузку. Использовалась сложная сцена LuxBall HDR.

Тут возникли небольшие проблемы – оказался невозможен запуск ускорения графикой Intel, а в разгоне не захотел работать тест CPU на процессоре AMD.
Архитектура Core i3 4160 имеет солидное преимущество над CPU-ядрами процессора AMD A10-7850K – 30,3–33,9 %.
В тесте хорошо виден прирост от использования памяти с частотой 2133 МГц на платформе AMD – 5,4 % для CPU и 6,9 % для GPU, но обратим внимание на результаты с ускорением только за счет использования встроенного видеоядра GPU и комбинированный вариант (CPU + GPU) – в последнем случае результат ниже, хотя следовало бы ожидать прирост... К этой особенности мы еще вернемся.

PCMark 8 комплексный тест производительности системы, содержащий несколько наборов тестов (использовался подтест Home 3.0, имитирующий повседневную домашнюю нагрузку). Поддерживает OpenCL-ускорение за счет ресурсов процессора, так и дискретных видеокарт. Для платформы AMD имелся выбор ускорения 4 Core CPU + 8 Core GPU, для Intel был выбор только ядрами CPU.

Без задействования OpenCL ускорения лидером является процессор Intel, а при оной быстрее получается AMD.

А теперь посмотрим:
– Возможности интегрированных видеоядер, встроенных в процессоры
– Сравним с дискретной картой ASUS Radeon R7 240, установленной на обе платформы
– Работоспособность связки Dual Graphics, процессора AMD A10-7850K с видеокартой ASUS Radeon R7 240.

Использовались графические тесты и бенчмарки игр. Основные разрешения 1600х900 и 1920х1080. Настройки графики выбирались так, чтобы обеспечивался минимальный средний FPS больше 30.
Выводы будут общие, так как в целом расклад от теста к тесту не менялся...

Metro Last Light Delux

Alien Isolation

Пресет Medium Settings (результаты с Low практически не менялись), среднее значение FPS.

Пресет Low Settings, среднее значение FPS.

Здесь есть ухудшение производительности от использования связки Dual Graphics.

В разрешении FullHD минимальный уровень FPS получался не ниже 33 FPS, за исключением графики Intel HD, показавшей 20 FPS.

Dirt Showdown

Пресет High Settings, среднее значение FPS.

Здесь так же только графика Intel показывает минимальный FPS менее 30 FPS.

BattleField 4

Пресет Low Settings, оценка FPS.

Общие выводы по графике:
– Бесспорно интегрированное видеоядро AMD A10-7850K более производительно, чем графика Intel. Наблюдается хороший прирост от использования памяти DDR3-2133 и от разгона CPU- и GPU-ядер.
– Интегрированное видеоядро Radeon R7 c 512 потоковыми процессорами получается немного быстрее дискретной видеокарты Radeon R7 240 (384 потоковых процессора) и помогает в этом использование высокочастотной памяти.
– Процессор Intel Core i3 4160 лучше раскрывает потенциал дискретной видеокарты ASUS Radeon R7 240.
– Технология Dual Graphics позволяет поднять уровень производительности графической системы AMD, но не двухкратно и возможны проблемы с отсутствием ускорения.

Особенности работы AMD A10-7850K

Помните о снижении производительности в тесте LuxMark 3.0? Подобному есть объяснение, связанное с максимальной границей TDP, установленным для процессора AMD A10-7850K в 95 Вт. Если задействовать и CPU- и GPU-ядра на полную, то защита внутри процессора будет слелить, чтобы суммарный TDP не превышал 95 Вт, а значит будет снижаться частота. В тесте PCMark 8 это так же было замечено при рассмотрении детального графика – посмотрите на график частот CPU- и GPU-ядер подтеста Casual Gaming, при котором частота процессорных ядер снижалась до 3000 МГц, а для графики составило 720 МГц.

Для подтверждения был проведен эксперимент с одновременной нагрузкой CPU- и GPU-ядер. Использовались тесты LinX и FurMark – частота CPU-ядер не поднимается выше 3000 МГц (вместо "положенны" 3700 МГц).

Кстати, в обычном режиме тестовая система с процессором AMD A10-7850K в случае простоя потребляла около 33 Вт, отдельная нагрузка на CPU-ядра доводила уровень потребления до 105 Вт, нагрузка на GPU-ядра давала 85 Вт, а вот комбинированная не превысила 115 Вт.

Все это говорит о том, что при комбинированной нагрузке мы не получим максимального быстродействия (а такое возможно в играх) и инженерам AMD есть над чем поработать.

Заключение

Компания AMD выпустила очень интересную модель гибридного процессора AMD A10-7850K, который весьма неплох для сборки небольшой домашней системы, где во главу угла ставиться невысокая стоимость, достойная производительность, необходимая для использования в повседневных задачах и возможность организации досуга – мультимедиа и игр без особых претензий к качеству графики. С подобными обязанностями тестируемый процессор справиться на отлично. Ведь для этого не нужно брать дискретную видеокарту, так как встроенная в процессор графика AMD Radeon R7 является одной самых производительных на текущий момент. Единственное, если планируются игры, то желательно использовать комплект модулей высокочастотной памяти (от 1866 МГц и выше), так как в этом случае можно получить «максимально» возможный прирост без существенных затрат.
Определенный интерес для повышения производительности в играх может представлять технология Dual Graphics, но она будет ограничена покупкой дискретной видеокарты уровня AMD Radeon R7 250/250X и стоит помнить о том, что прирост может быть получен не во всех играх.
Недостатки процессора связаны со слабым разгонным потенциалом – все-таки это первый процессор с новой архитектурой, выпущенный по 28 нм технологическому процессу и процессор не раскрывает все свои гибридные возможности, так как в случае высокой комбинированной нагрузки его производительность будет ограничена накладываемыми рамками его теплового пакета в 95 Вт.

Благодарю компании AMD и DNS за предоставленную на тестирование платформу AMD и возможность публикации обзора.

При подготовке статьи использовались слайды из материала «Applying AMD"s "Kaveri" APU for Heterogeneous Computing. Dan Bouvier and Ben Sander, AMD»

Компания AMD производит процессоры с широкими возможностями для апгрейда. На самом деле ЦП от данного производителя работают всего на 50-70% от своих реальных мощностей. Делается это для того, чтобы процессор прослужил как можно дольше и не перегревался в ходе работы на устройствах с плохой системой охлаждения.

Есть два основных способа, которые позволят увеличить тактовую частоту ЦП и ускорить обработку данных компьютером:

  • При помощи специального ПО. Рекомендуется для не самых опытных пользователей. Разработкой и поддержкой занимается сама AMD. В данном случае вы можете видеть все изменения сразу же в интерфейсе ПО и в быстродействии системы. Главный недостаток данного способа: есть определённая вероятность, что изменения не будут применены.
  • С помощью БИОС. Лучше подходит более продвинутым пользователям, т.к. все изменения, которые вносятся в этой среде, сильно влияют на работу ПК. Интерфейс стандартного BIOS на многих материнских картах полностью или по большей части на английском языке, а всё управление происходит при помощи клавиатуры. Также само удобство пользования таким интерфейсом оставляет желать лучшего.

Вне зависимости от того, какой способ будет выбран, необходимо узнать пригоден ли процессор для данной процедуры и если да, то каков его предел.

Узнаём характеристики

Для просмотра характеристик ЦП и его ядер есть большое количество программ. В данном случае рассмотрим, как узнать «пригодность» к разгону при помощи :


Способ 1: AMD OverDrive

Способ 2: SetFSB

– это универсальная программа, подходящая в равной степени как для разгона процессоров от AMD, так и от Intel. Распространяется бесплатно в некоторых регионах (для жителей РФ, после демонстрационного периода придётся заплатить 6$) и имеет незамысловатое управление. Однако, в интерфейсе отсутствует русский язык. Скачайте и установите данную программу и приступайте к разгону:


Способ 3: Разгон через BIOS

Если по каким-то причинам через официальную, как и через стороннюю программу, не получается улучшить характеристики процессора, то можно воспользоваться классическим способом – разгоном при помощи встроенных функций BIOS.

Данный способ подходит только более-менее опытным пользователям ПК, т.к. интерфейс и управление в БИОСе могут оказаться слишком запутанными, а некоторые ошибки, совершенные в процессе, способны нарушить работу компьютера. Если вы уверены в себе, то проделайте следующие манипуляции:


Разгон любого процессора AMD вполне возможен через специальную программу и не требует каких-либо глубоких познаний. Если все меры предосторожности соблюдены, а процессор ускорен в разумных пределах, то вашему компьютеру ничего не будет угрожать.

Лучшая программа для разгона процессора AMD позволит вашему компьютеру работать значительно быстрее и выполнять эффективнее сложные задания.

AMD – это вид микропроцессоров для персональных компьютеров и ноутбуков, которые изготовляет и выпускает компания AMD.

Технология таких микропроцессоров позволяет выполнять задания с высокой производительностью для 32-х разрядных систем.

Встроенный в систему процессор не использует все свои ресурсы. Таким образом, продлевается срок его эксплуатации. Разгон необходимо осуществлять целенаправленно и нерегулярно.

Иначе, можно нанести серьезный вред аппаратным компонентам ПК или ноутбука.

Рассмотрим наиболее эффективные приложения, которые способны увеличить частоту работы процессора от компании AMD.

Утилита Over Drive

Мощное приложение для AMD 64. Программа бесплатная.

Сразу же после первого запуска программы всплывает диалоговое окно, которое предупреждает пользователя о том, что он несет полную ответственность за все совершенные в программе действия, которые могут привести к поломке процессора.

После соглашения с предоставленной информацией появится главное окно программы.

Следуйте инструкции, чтобы разогнать микропроцессор системы:

  • Слева найдите пункт, который называется Clock Voltage;

  • Внимательно изучите появившееся окно. Первая колонка данных – это тактовая частота каждого доступного ядра микропроцессора. Вторая вкладка - порядковый множитель ядра, это число и нужно изменить;
  • Чтобы настроить множитель, необходимо нажать на кнопку Контроль скорости. Она выделена зеленым цветом на рисунке ниже. Затем отрегулируйте ползунки.

Разгон с помощью функции Advanced Clock Calibration

ACC – это функция для разгона AMD athlon. Особенность этого приложения заключается в том, что регулировка и подбор необходимых частот осуществляются очень точно.

С приложением можно работать как в самой операционной система, так и в БИОСе .

Чтобы отрегулировать работу центрального микропроцессора, перейдите во вкладку Performance Control в меню материнской плати.

Клавиша находится в верхней части главной панели инструментов утилиты.

Полезная информация:

Для разгона процессора можно воспользоваться программой . Это это простая и понятная утилита для оверклокинга (разгона процессора). С её помощью даже новичок сможет немного разогнать свой ЦП.

Программа ClockGen

Главная цель утилиты – увеличить тактовою частоту работы микропроцессора через программу в режиме реального времени.

Также с помощью удобного меню программы можно осуществить разгон других аппаратных компонентов: системных шин, памяти.

Программа оснащена мощным генератором частот и несколькими средствами мониторинга системы, с помощью которых можно регулировать температуру компонентов и управлять работой системы охлаждения .

Краткая инструкция по использованию:

  1. Чтобы разогнать процессор , запустите утилиту. На левой панели главного окна найдите пункт PLL Control и нажмите на него;
  2. В правой части окна появятся два ползунку. Понемногу изменяйте положение ползунка Selection. Помните! Делать это нужно понемногу и очень медленно.
    Резкое перетаскивание может спровоцировать слишком быстрый разгон и моментальный сбой процессора или других аппаратных компонентов компьютера;
  3. Нажмите на клавишу применения изменений.

Таким же образом вы можете ускорять работу оперативной памяти и системных шин. Для этого выберите необходимый компонент в окне PLL Setup.

Производительность нового гибридного процессора A10-7850K сравнивалась со скоростью работы его прямого конкурента — Core i5-4440, интеловского предложения аналогичной стоимости, построенного на базе новейшего дизайна Haswell. Попутно по скорости работы флагманской модели Kaveri мы сравнивали и со старшей модификацией Richland, A10-6800K. Также в число результатов тестов добавлены показатели производительности рассмотренного нами ранее A8-7600: этот процессор по сравнению с A10-7850K имеет более низкую тактовую частоту и снабжён урезанным графическим ядром, построенным на базе 384 шейдерных процессоров.

В результате набор тестового оборудования приобрёл следующий вид:

  • Процессоры:
    • AMD A10-7850K (Kaveri, 4 ядра, 3,7-4,0 ГГц, 2x2 Мбайт L2, Radeon R7 Series);
    • AMD A10-6800K (Richland, 4 ядра, 4,1-4,4 ГГц, 2x2 Мбайт L2, Radeon HD 8670D);
    • AMD A8-7600 (Kaveri, 4 ядра, 3,3-3,8 ГГц, 2x2 Мбайт L2, Radeon R7 Series);
    • Intel Core i5-4440 (Haswell, 4 ядра, 3,1-3,3 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3, HD Graphics 4600).
    • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнские платы:
    • ASRock FM2A88X Extreme6+ (Socket FM2+, AMD A88X);
    • Gigabyte Z87X-UD3H (LGA1150, Intel Z87 Express).
  • Память: 2x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill F3-2133C9D-16GTX).
  • Графические карты:
    • AMD Radeon HD 7750 (2 Гбайт/128-бит GDDR5, 900/4500 МГц);
    • AMD Radeon R7 250 (2 Гбайт/128-бит GDDR5, 1000/4600 МГц);
    • NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 876-928/7000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Crucial m4 256 Гбайт (CT256M4SSD2).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Drivers 13.12;
  • AMD Catalyst Graphics Driver 14.1 beta 1.6;
  • Intel Chipset Driver 9.4.0.1027;
  • Intel® Iris and HD Graphics Driver 15.33.8.64.3345;
  • Intel Management Engine Driver 9.5.0.1345;
  • Intel Rapid Storage Technology 12.9.0.1001;
  • NVIDIA GeForce 332.21 Driver.

⇡ Производительность с дискретной графикой

В первую очередь мы тестируем процессоры в платформах с установленной производительной дискретной видеокартой. Такая конфигурация позволяет сравнивать x86-производительность различных архитектур и даёт информацию о том, насколько те или иные CPU подходят для работы в составе производительных систем, где внешние видеокарты верхнего ценового диапазона устанавливаются в обязательном порядке. В этом случае графическое ядро процессоров задействовать невозможно, и оно деактивируется.

Следует подчеркнуть, что в контексте изучения A10-7850K такое тестирование имеет прямой практический смысл. AMD отказалась от дальнейшего развития своих процессоров серии FX, поэтому роль CPU для систем с дискретной графикой постепенно перейдёт к Kaveri или к их последователям.

Futuremark PCMark 8 2.0

По традиции в первую очередь для измерения производительности мы пользуемся интегральным тестом PCMark 8 2.0, который моделирует различные варианты типовой нагрузки на систему. Рассматриваются три сценария: Home — обычное домашнее использование ПК, Creative — использование ПК для развлечений и для работы с мультимедийным контентом и Work — использование ПК для типичной офисной работы.

Если вы читали наш предыдущий материал о процессорах Kaveri, то приведённые результаты не станут для вас неожиданностью. Да, вычислительная производительность ядер Steamroller невысока, поэтому четырёхъядерный Kaveri сильно отстаёт от младшего четырёхъядерного Haswell. Это было вполне ожидаемо, поэтому гораздо более сильное удивление способен вызвать тот факт, что A10-7850K отстаёт не только от Haswell, но и от A10-6800K поколения Richland. Очевидно, микроархитектурных улучшений Steamroller категорически не хватает для того, чтобы скомпенсировать понизившуюся тактовую частоту этого процессора. В результате старая модель APU оказывается быстрее новой на 3-4 процента.

Забавно, что, оправдывая достаточно большую установленную на A10-7850K цену, сама AMD ссылается на высокие показатели этого процессора именно в PCMark 8. Дело в том, что AMD имеет в виду результаты со включённым OpenCL-ускорением, но в случае использования дискретной видеокарты им воспользоваться невозможно, что и приводит к той печальной картине, которая отображена на приведённых диаграммах.

Производительность в приложениях

В Adobe Photoshop CC проводится тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений с цифровой камеры.

В Autodesk 3ds max 2014 мы тестируем скорость финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920x1080 с применением рендерера mental ray одного кадра стандартной сцены Space_Flyby из тестового пакета SPEC.

В Мaxon Cinebench R15 проводится измерение быстродействия фотореалистичного трёхмерного рендеринга в анимационном пакете CINEMA 4D. Применяемая в бенчмарке сцена содержит порядка 2 тысяч объектов и состоит из 300 тысяч полигонов.

Тестирование скорости архивации измеряется в WinRAR 5.0. Здесь тестируется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. При этом используется максимальная степень компрессии.

Для тестирования скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC мы пользуемся широко распространённым кодеком x264 версии r2358. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50fps AVC-видеофайл из бенчмарка x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.

Отставание A10-7850K от похожего по стоимости Core i5-4440 составляет от 30 до 70 процентов. Иными словами, выбор процессоров семейства Kaveri для использования в составе систем с дискретной видеокартой смысла не имеет вообще. Даже более дешёвый A10-6800K, относящийся к прошлому поколению APU, зачастую способен предложить более высокую скалярную вычислительную производительность.

Производительность в играх

Тестирование в играх мы провели с использованием Full HD-разрешения и высоких настроек качества. Наша высокопроизводительная дискретная видеокарта GeForce GTX 780 Ti позволяет увидеть существенные различия в процессорной скорости даже в этом случае. Используемые настройки:

  • Batman — Arkham Origins: разрешение 1920x1080, Anti-Aliasing = MSAA 4x, Geometry Details = DX11 Enhanced, Dynamic Shadows = DX11 Enhanced, Motion Blur = On, Depth of Field = DX11 Enhanced, Distortion = On, Lens Flares = On, Light Shafts = On, Reflections = On, Ambient Occlusion = DX11 Enhanced, Hardware Accelerated Physx = High.
  • Civilization V: Brave New World: разрешение 1920х1080, Antialiasing = 4xMSAA, High-Detail Strategic Vie = On, GPU Texture Decode = On, Overlay Detail = High, Shadow Quality = High, Fog of War Quality = High, Terrain Detail Level = High, Terrain Tesselation Level = High, Terrain Shadow Quality = High, Water Quality = High, Texture Quality = High. Используется DirectX 11-версия игры.
  • F1 2013: разрешение 1920x1080, Ultra Quality, 4xAA, DirectX11. Используется трасса Texas и версия игры с поддержкой AVX-инструкций.
  • Metro: Last Light: разрешение 1920x1080: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = On, Tesselation = On, Advanced PhysX = On. При тестировании используется сцена D6.

Полученные в игровых тестах результаты ещё раз подтверждают всё сказанное выше. Вычислительная производительность A10-7850K не лучше, чем у A10-6800K. Процессор поколения Richland, хоть и основывается на микроархитектуре Piledriver, а не Steamroller, имеет на 10 процентов более высокую тактовую частоту и более агрессивную технологию турбо. Этого вполне хватает, чтобы обеспечить большее количество кадров в секунду в играх при использовании дискретной видеокарты.

Поэтому нет ничего удивительного и в том, что A10-7850K не сравним по игровому быстродействию с Core i5-4440. Интеловский четырёхъядерник выдаёт куда более высокие показатели производительности в играх, так что для производительных геймерских систем платформа Socket FM2+ совершенно не подходит. Впрочем, это вряд ли стало для кого-то неожиданностью: с невысокой игровой производительностью процессоров AMD мы сталкиваемся каждый раз, когда речь заходит о носителях микроархитектуры Bulldozer или её последователей.

Steamroller против Piledriver

Полученные в вычислительных тестах результаты заставляют задаться вопросом, насколько же в действительности микроархитектура Steamroller прогрессивнее своей предшественницы. AMD утверждала, что рост производительности при постоянной тактовой частоте составит 15-20 процентов. Но практические результаты явно говорят о том, что внедрённые усовершенствования зачастую не компенсируют 10-процентное снижение тактовой частоты. Поэтому мы решили посмотреть, насколько Kaveri будет быстрее Richland, при условии их тактования на одинаковой частоте.

В следующей таблице приводятся результаты тестов, проведённых с процессорами A10-7850K и A10-6800K, частота которых была принудительно установлена на отметке 4,0 ГГц.

Kaveri 4,0 ГГц Richland 4,0 ГГц Преимущество Steamroller
PCMark 8 2.0, Home 2937 2873 +2,2 %
PCMark 8 2.0, Work 2825 2796 +1,0 %
PCMark 8 2.0, Creative 2990 2894 +3,3 %
WinRAR 5.0, секунды 204,8 197,3 -3,7 %
Photoshop CC, секунды 150,3 157,5 +4,8 %
3ds max 2014, секунды 248 339 +36,7 %
x264 (r2358), fps 15,1 12,92 +16,9 %
Cinebench R15 336,8 310,8 +8,4 %
Metro: Last Light, 1920x1080 SSAA HQ 45,8 43,1 +6,3 %
Civilization V, 1920x1080 4xAA HQ 56,3 53,7 +4,8 %
F1 2013, 1920x1080 4xAA UHQ 72,5 75,8 -4,4 %
Batman: Arkham Origins, 1920x1080 4xAA UHQ 75 71,1 +5,5 %

Соотношение между производительностью Steamroller и Piledriver оказывается очень неоднородным. В лучшем случае преимущество новой микроархитектуры превышает 35 процентов, а в худшем — она проигрывает до 4 процентов. Среднее же значение превосходства Kaveri над Richland в производительности на одинаковой тактовой частоте составляет около 7 процентов.

Характер полученных результатов позволяет сделать однозначный вывод, что в первую очередь превосходство Steamroller над Piledriver выявляется на многопоточных алгоритмах, задействующих целочисленные инструкции. Иными словами, выполненное в Steamroller разделение общего на двухъядерный модуль декодера инструкций вместе с другими оптимизациями позволило поднять эффективность работы целочисленных исполнительных устройств. Поэтому задачи вроде трёхмерного рендеринга или перекодирования видео получили очень заметный прирост в скорости выполнения. В том же случае, когда приложения активно используют всё ещё разделяемый блок операций с вещественными числами или SIMD-инструкции, прирост производительности оказывается заметно меньше.

Наблюдающееся же в отдельных случаях падение производительности, похоже, связано с ухудшением скоростных характеристик контроллера памяти, который у Kaveri создаёт бо льшую латентность при обращениях, чем у Richland.

Kaveri 4,0 ГГц

Richland 4,0 ГГц

Причины этого эффекта, вероятно, состоят в том, что контроллер памяти Kaveri на уровне архитектуры спроектирован универсальным и, помимо двух DDR3-каналов, имеет два дополнительных канала с поддержкой GDDR5-памяти. У имеющихся на данный момент моделей процессоров эта функциональность заблокирована, но её потенциальное наличие, как показывают тесты, несколько тормозит работу всей подсистемы памяти.

⇡ Производительность интегрированного графического ядра

Игровая производительность

То, что традиционная вычислительная производительность A10-7850K не столь высока, как того хотелось бы, ещё ничего не значит. Просто не надо рассматривать этот процессор в качестве возможной основы системы, оснащённой дискретной видеокартой, — он для этого совершенно не годится. Его сильная сторона в другом: Kaveri может позволить обойтись вообще без какой-либо видеокарты. Встроенное в него графическое ядро семейства Radeon R7 нацеливается на то, чтобы предложить достойную для игровых систем производительность.

Говоря о возможностях встроенной в A10-7850K графики, AMD подчёркивает, что она быстрее, чем графические карты, установленные в 35 процентов игровых компьютеров (по данным Steam).

Благодаря этому данный гибридный процессор может обеспечить достаточно высокий уровень графической производительности (больше 30 кадров в секунду в Full HD-разрешении) не только в большинстве сетевых игр, но и в популярных однопользовательских играх.

Однако начать тестирование графической производительности видеоядра процессора A10-7850K мы решили с традиционного бенчмарка 3DMark Professional Edition 1.2. Результаты этого гибридного процессора сопоставлялись с показателями не только интегрированной графики A10-6800K, A8-7600 и Core i5-4440, но и дискретных видеоускорителей Radeon HD 7750 и Radeon R7 250.

Превосходство графического ядра A10-7850K над всеми остальными вариантами интегрированной графики очевидно. Благодаря новой архитектуре GCN 1.1 и увеличенному до 512 числу шейдерных процессоров рассматриваемый APU заметно превосходит по скорости как старший Richland, так и Haswell. Фактически A10-7850K на данный момент действительно предлагает самую производительную интегрированную графику для настольных компьютеров.

Однако, несмотря на это, A10-7850K всё-таки не дотягивает по своему результату до показателей графических карт Radeon HD 7750 и Radeon R7 250. Проблема встроенной в APU графики известна давно: недостаточно высокая пропускная способность подсистемы памяти ограничивает её производительность. Поэтому A10-7850K не только заметно отстаёт от Radeon HD 7750 с 512 шейдерными процессорами, но и проигрывает даже Radeon R7 250, у которого число шейдерных процессоров ограничено 384. Дискретные видеокарты оснащаются GDDR5 с пропускной способностью свыше 70 Гбайт/с, используемая же в платформе Socket FM2+ двухканальная память DDR3-2133 может предложить полосу пропускания лишь на уровне 34 Гбайт/с.

Впрочем, давайте посмотрим, что происходит в реальных играх.

В многопользовательском шутере Battlefield 4 интегрированная графика процессора A10-7850K, как и обещала AMD, оказывается способной обеспечить в Full HD-разрешении комфортное количество кадров в секунду даже при средних настройках качества. Превосходство над старшим Richland составляет 16-18 процентов, а над Haswell — достигает 70 процентов. Однако любителям поиграть при высоком качестве изображения всё-таки придётся снизить разрешение где-то до уровня 720p. К сожалению, графика A10-7850K не может предложить сравнимый с показателями Radeon HD 7750 и Radeon R7 250 уровень быстродействия: эти видеокарты быстрее на 35-40 процентов.

Популярный шутер Crysis 3 отличается высокими требованиями к производительности графического ускорителя, и здесь мы сталкиваемся с тем, что A10-7850K не может выдать приемлемую производительность в Full HD даже при минимальном качестве изображения. Очевидно, обладателям игровых систем на базе A10-7850K придётся в некоторых случаях разрешение снижать. Например, в том же Crysis 3 30 кадров в секунду при среднем качестве изображения можно получить лишь в разрешении 720p. Надо заметить, что видеокарты Radeon HD 7750 и Radeon R7 250 от такой проблемы избавлены.

Гоночный симулятор F1 2013 не отличается высокими требованиями к производительности графической подсистемы, поэтому, имея платформу на базе A10-7850K, в Full HD в него можно играть даже с высоким качеством изображения. Преимущество старшего Kaveri перед Richland здесь составляет 25-30 процентов.

Ещё одна требовательная к мощности графики игра, помимо Crysis 3, — это шутер Metro: Last Light. Обладая конфигурацией на базе A10-7850K без дискретного видеоускорителя, комфортно поиграть в него в Full HD-разрешении не удастся даже при минимальных настройках, а при среднем качестве разрешение придётся понижать до 720p. Стодолларовые дискретные видеокарты Radeon HD 7750 и Radeon R7 250 предлагают на 30-40 процентов более высокую производительность и неплохо справляются с отображением Metro: Last Light в недоступном для A10-7850K разрешении 1920x1080. Иными словами, говорить о Kaveri как о процессоре, встроенный графический движок которого способен обеспечить возможность установки Full HD-разрешения в любых играх, совершенно неправомерно.

В приключенческом боевике от третьего лица Tomb Raider производительность графической составляющей A10-7850K находится на неплохом уровне. В разрешении 1920x1080 возможна установка среднего качества изображения, при этом превосходство над Richland составляет 7-15 процентов. Графическое ядро GT2 процессора Haswell отстаёт от графики A10-7850K на внушительные 50-75 процентов, делая любые десктопные интеловские предложения плохим вариантом для использования в игровых системах, опирающихся на встроенные в CPU графические ядра.

Кстати, хочется обратить внимание на один любопытный момент: A10-7850K демонстрирует лишь слегка более высокое быстродействие, чем A8-7600, несмотря на то, что количество шейдерных процессоров в старшем APU на треть больше. Это — ещё одна иллюстрация к тому, что производительность интегрированных ядер AMD упёрлась совсем не в их графические ресурсы, а в пропускную способность памяти. Поэтому то, что Radeon HD 7750 и Radeon R7 250, оснащённые 128-битной GDDR5-памятью, выдают на 35-40 процентов более высокий FPS, удивлять не должно.

AMD отдельно напирает на то, что интегрированные системы, построенные на её процессорах, могут стать хорошим выбором для поклонников сетевых Free-to-play- игр. Наши тесты в многопользовательском боевом авиационном аркадном симуляторе War Thunder это всецело подтверждают. Обладатели конфигураций с процессором A10-7850K смогут комфортно играть в эту игру в Full HD-разрешении при выборе высокого качества изображения. Выгодно смотрятся тут и другие процессоры AMD. Интеловский же Haswell с графическим ядром GT2 подобный уровень производительности обеспечить не в состоянии.

В то же время самая популярная многопользовательская игра World of Tanks предъявляет к производительности графической подсистемы более высокие требования. Для получения комфортной частоты кадров в разрешении 1920x1080 обладателям A10-7850K в ней придётся снизить качество до среднего. И кстати, старший Kaveri тут не обеспечивает заметных преимуществ по сравнению с Richland — вероятно, причина кроется в высокой процессорозависимости данной игры. Впрочем, как бы то ни было, гибридный процессор A10-7850K — вполне достойный выбор для системы преданного поклонника танков. Однако дискретные графические карты с ценой порядка 100 долларов и здесь, как и в других случаях, позволяют получить на 30-35 процентов более высокую производительность.

⇡ Влияние частоты памяти

То, что внешние видеокарты с аналогичной A10-7850K конфигурацией графического ядра обладают заметно более высоким быстродействием, а также то, что разница в практической скорости графики у A10-7850K и A8-7600 достигает лишь 5-10 процентов, явно указывает на главное узкое место в графической производительности — скорость подсистемы памяти. Совершенно очевидно, что для повышения производительности работы встроенной в Kaveri графики нужна более быстрая память. AMD планировала наделить Kaveri поддержкой более скоростных, чем DDR3, типов SDRAM, но что-то пошло не так, и финальные версии десктопных процессоров, хотя и перешли на новую платформу Socket FM2+, оказались совместимы лишь с традиционной DDR3 SDRAM.

Это значит, что нарастить скорость подсистемы памяти в Kaveri можно лишь использованием более скоростных модулей DDR3. Формально эти процессоры поддерживают модули с частотой до DDR3-2133, и именно с такой памятью мы и проводили тесты. Однако, как показала практика, в системы с A10-7850K можно устанавливать и DDR3-2400. О том, какой прирост производительности можно получить в этом случае, мы и поговорим ниже. А заодно посмотрим, насколько потеряет в своей скорости A10-7850K, если систему с ним комплектовать не DDR3-2133, а более медленными модулями.

Приведённые диаграммы вряд ли нуждаются в подробных комментариях. Они очень наглядно указывают на то, насколько важна для Kaveri быстрая память. Переход с DDR3-2133 на DDR3-2400 позволяет получить заметный прирост быстродействия — порядка 5 процентов. Если же в системе с A10-7850K использовать не DDR3-2133, а, например, ширпотребную DDR3-1600, то потери в игровом быстродействии будут доходить до 20 процентов. Иными словами, собирая недорогую геймерскую систему с A10-7850K, экономить на памяти явно не следует.

⇡ Программный интерфейс Mantle

Как и графические карты поколения Volcanic Islands, процессоры Kaveri, основанные на той же архитектуре GCN, обладают поддержкой нового графического программного интерфейса Mantle. Это название давно будоражит умы обладателей новых видеокарт AMD, так как внедрение данного интерфейса обещает достаточно серьёзное увеличение производительности в играх. Аналогично дело обстоит и с Kaveri: внедрение Mantle может стать ещё одним способом более полного раскрытия потенциала встроенного графического ядра. Будучи хорошо осведомлённым об аппаратных тонкостях APU, Mantle предлагает специально оптимизированную прослойку между игровым движком и аппаратными ресурсами вычислительных и графических ядер. Подобный низкоуровневый программный интерфейс давно используется в игровых консолях, и там он показывает очень хорошие результаты. Поэтому широкое внедрение Mantle в современных играх способно поднять привлекательность Kaveri для экономных геймеров.

Для систем, построенных на базе процессоров Kaveri, Mantle не только реализует разнообразные низкоуровневые оптимизации, но и осуществляет более равномерное распределение нагрузки, создаваемой графическим драйвером, по x86-ядрам процессора. Однако следует иметь в виду, что в наибольшей степени Mantle эффективен тогда, когда игровая производительность упирается в скорость вычислительных ресурсов процессора, а в конфигурациях, использующих интегрированные видеоядра, ситуация обычно обратна: узким местом выступают мощности GPU и пропускная способность шины памяти. Тем не менее в момент представления Kaveri AMD говорила о возможном росте производительности, который можно получить за счёт фирменного API, — этот рост в реальных играх якобы достигает 45-процентной величины.

На данный момент у AMD уже готов бета-драйвер версии 14.1, поддерживающий Mantle, и существует игра — Battlefield 4, способная использовать этот программный интерфейс. Естественно, мы протестировали, как включение Mantle сказывается на частоте кадров в том случае, когда для запуска Battlefield 4 используется геймерская система с интегрированной графикой, построенная на базе процессора A10-7850K.

Никакими 45 процентами прироста тут и не пахнет. Увеличение количества кадров в секунду в Battlefield 4 в системе, основанной на A10-7850K, не превышает единиц процентов. Как известно, максимальный прирост активация Mantle даёт в системах со слабым процессором и мощной графической картой, а в случае с A10-7850K соотношение производительности вычислительных ядер и GPU — обратное.

В то же время от включения Mantle в системе на базе A10-7850K есть и заметный негативный эффект. Просто смотреть надо не на средний, а на минимальный FPS.

Минимальный FPS при задействовании Mantle по сравнению с DirectX заметно падает, то есть фирменный программный интерфейс AMD ухудшает плавность игры без каких-либо к тому предпосылок. Возможно, проблема кроется в том, что на данный момент драйвер Mantle находится в бета-стадии. Хочется верить, что AMD ещё внесёт в него какие-то изменения, которые смогут исправить низкий минимальный FPS и дополнительно поднимут скорость работы Battlefiled 4 через Mantle в системах, построенных на APU компании.

⇡ Технология Dual Graphics

Каждый раз, когда дело касается тестирования встроенной процессорной графики, компания AMD предъявляет свой уникальный козырь — технологию Dual Graphics. Эта продвигаемая со времён Llano технология позволяет формировать ассиметричные CrossFire-конфигурации с участием встроенного в процессор графического ядра. Не обошла она стороной и Kaveri. Интегрированное видеоядро процессора A10-7850K, относящееся к серии Radeon R7, может быть «спарено» с любой дискретной видеокартой того же семейства Radeon R7, установленной в слот PCI Express. Ранее считалось, что на архитектуру таких видеокарт накладываются определённые ограничения, но на самом деле никаких рамок нет: вместе с A10-7850K в режиме Dual Graphics может работать любая графическая карта Radeon R7 с архитектурой GCN.

Причём с выпуском Kaveri и выходом драйвера Catalyst 14-й версии AMD наконец-то удалось решить давнюю проблему с тиарингом (разрывами кадров) выводимого изображения, которая напрямую затрагивала Dual Graphics-конфигурации. Теперь технология Dual Graphics работает значительно лучше и не вызывает никаких неприятных артефактов, поэтому её вполне можно рассматривать в качестве одного из путей увеличения графической производительности.

Для ознакомления с работой Dual Graphics в системе на базе Kaveri мы протестировали производительность комбинации A10-7850K и графической карты Radeon R7 250 с GDDR5-памятью.

Максимальный прирост быстродействия технология Dual Graphics обещает в том случае, если производительность процессорной графики и дискретной видеокарты примерно одинакова. Поэтому самой выгодной парой для A10-7850K AMD называет Radeon R7 240. Radeon R7 250 же дороже и быстрее, поэтому встроенная в процессор графика помогает ему не слишком сильно: увеличение производительности по сравнению с одиночной видеокартой составляет от 35 до 45 процентов.

При этом технология Dual Graphics так и не лишилась своих ограничений, которые во многих случаях ставят её полезность под вопрос. Как можно видеть по результатам, положительный эффект она даёт далеко не всегда. Существует огромное число игр, которые не только не получают прирост от Dual Graphics, но и, напротив, начинают выдавать меньшую частоту кадров. Связано это как с отсутствием необходимых оптимизаций драйвера, так и с тем, что в ряде случаев Dual Graphics вообще не включается на программном уровне. Например, эта технология может ускорять исключительно игры, работающие через DirectX 10/11, но не DirectX 9. Иными словами, масштабируемость, которую может предложить Dual Graphics, совершенно не впечатляет.

⇡ Гетерогенная производительность

Наряду с игровыми приложениями графическое ядро процессоров Kaveri могут использовать для ускорения вычислений и обычные приложения общего назначения. Как уже говорилось, с выходом Kaveri компания AMD внедряет архитектуру HSA, делающую шейдерные кластеры графического ядра самостоятельными структурными единицами и упрощающую тем самым программирование и использование для вычислений параллельных шейдерных процессоров. Однако внедрение HSA и заточенного под эту архитектуру фреймворка OpenCL 2.0 — дело отдалённого будущего, пока же AMD даже не может предложить необходимого для включения данной технологии драйвера. Зато поддержка OpenCL 1.1 в Kaveri, как и в других разновидностях современных процессоров с интегрированной графикой, превосходно работает, и поддерживающие OpenCL приложения могут переносить часть своей вычислительной работы на шейдерные конвейеры через этот программный интерфейс.

База программных продуктов, способных задействовать гетерогенные возможности гибридных процессоров, неуклонно растёт и сегодня включает внушительное число популярных программ.

Предстоящее внедрение HSA должно расширить этот список, тем не менее стоит заметить, что ускорить за счёт использования параллельных процессоров графического ядра можно всё-таки не любые алгоритмы. В качестве применений, где использование гибридных возможностей APU может иметь практический смысл, AMD называет задачи распознавания образов, анализ биометрических параметров, системы дополненной реальности, задачи кодирования, редактирования и перекодирования аудио и видео, а также поиск и индексирование мультимедийных данных.

В идеале, мы бы не хотели прибегать к отдельным тестам производительности в задачах, использующих OpenCL. Было бы гораздо лучше, если бы поддержка гетерогенных процессоров появилась в общеупотребительных приложениях, в том числе и тех, которые мы используем для обычного тестирования. Однако такого пока нет: гибридные вычисления внедрены далеко не везде, причём в подавляющем числе случаев OpenCL-ускорение применяется лишь для реализации каких-то конкретных функций, и, чтобы его увидеть, необходимо придумывать специальные тесты. Поэтому исследование гетерогенной производительности и стало отдельной и независимой частью нашего материала.

Первым и наиболее известным тестом OpenCL-производительности выступает бенчмарк Luxmark 2.0, который построен на базе рендера LuxRender, использующего физическую модель распространения света. Для оценки гетерогенной производительности процессоров мы используем сцену средней сложности Sala, а её рендеринг выполняем с задействованием как графических, так и x86-ядер.

Как нетрудно заметить, подключение к работе вычислительных ресурсов графических ядер приводит к серьёзному увеличению производительности, но качественно меняет не слишком многое. Процессоры Intel, как и APU компании AMD, вполне способны предложить похожую функциональность: их современные модификации поддерживают OpenCL 1.1 полноценно и без каких-либо ограничений. Поэтому при использовании мощности графического ядра старший Kaveri сохраняет своё отставание от четырёхъядерного Haswell. Оно здесь не столь катастрофично, как в задачах, опирающихся лишь на x86-ядра, но тем не менее A10-7850K полноценным конкурентом для Core i5-4440 не выглядит.

Ещё один тест, активно задействующий ресурсы графических ядер, это SVPMark 3. Он измеряет производительность системы при работе с пакетом SmoothVideo Project, направленным на повышение плавности воспроизведения видео путём добавления в видеоряд новых кадров, которые содержат промежуточные положения объектов.

На диаграмме можно увидеть производительность процессоров как без задействования ресурсов их графических ядер, так и после включения GPU-ускорения. Достаточно любопытно, что заметное ускорение при этом получает не только Kaveri, но и Haswell. Так, задействование OpenCL поднимает производительность A10-7850K на 48 процентов, а Core i5-4440 ускоряется на 33 процента. Если же учесть, что Core i5 может предложить четыре x86-ядра с более высокой удельной производительностью, в конечном итоге гетерогенное быстродействие A10-7850K и Core i5-4440 устанавливается примерно на одинаковом уровне.

Одним из самых значительных достижений концепции APU, свидетельствующих о её принятии рынком программного обеспечения, стало появление поддержки OpenCL в популярном архиваторе WinZIP. Поэтому измерение скорости архивации в WinZIP 18 мы обойти стороной не могли. В целях тестирования сжатию подвергалась папка с распакованным дистрибутивом Adobe Photoshop CC.

WinZIP хорошо иллюстрирует тезис о том, что ускорению за счёт переноса нагрузки на графические ядра можно подвергнуть далеко не все алгоритмы. Хотя формально WinZIP имеет поддержку OpenCL, в реальности параллельные графические ядра подключаются к работе лишь при сжатии файлов объёмом более 8 Мбайт. Более того, особого выигрыша в скорости от этого нет, поэтому разница в производительности гибридных процессоров со включённым и отключённым OpenCL минимальна. Соответственно, более высокое быстродействие здесь во всех случаях показывает интеловский четырёхъядерный Haswell.

Формальная поддержка OpenCL появилась и в популярном графическом редакторе Adobe Photoshop CC. Правда, на самом деле гетерогенные возможности APU используются лишь в работе нескольких фильтров. В частности, AMD рекомендует измерять производительность при выполнении операции Smart Sharpen, что мы и проделали с 24-мегапиксельным изображением.

Прирост скорости работы фильтра Smart Sharpen, который можно получить при вовлечении в работу графической части современных процессоров, впечатляет. Данная операция начинает выполняться в системе с A10-7850K на 90 процентов быстрее, а в системе с Core i5-4440 — быстрее на 45 процентов. Иными словами, на примере фильтра Smart Sharpen мы можем увидеть хорошую вычислительную производительность графического ядра Kaveri, но она всё равно не позволяет A10-7850K опередить похожий по стоимости четырёхъядерный Haswell. И кстати, даже со включённым OpenCL-ускорением старший Richland превосходит A10-7850K за счёт более высокой тактовой частоты своих вычислительных и графических ядер.

Может быть перенесена на GPU и часть операций по транскодированию видео высокого разрешения. Для проверки того, какой прирост в скорости можно получить в этом случае, мы воспользовались поддерживающей OpenCL утилитой MediaCoder 0.8.28. Оценка производительности проводится с использованием исходного 1080p@50fps файла в AVC-формате из бенчмарка x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющего битрейт около 30 Мбит/с.

Здесь производительность Kaveri за счёт задействования для вычислений графического ядра удаётся увеличить совсем незначительно. Зато интеловский Core i5-4440, обладающий поддержкой специальной технологии для перекодирования видео Quick Sync, при включении вычислительных ресурсов графического ядра наращивает свою скорость в разы. На самом деле и в процессорах AMD есть похожая технология для аппаратного кодирования видеоконтента — VCE. Однако по какой-то причине ни одна из распространённых утилит для перекодирования видео этот движок не поддерживает. Будем надеяться, что с внедрением в Kaveri новой и более гибкой версии этого движка VCE 2 ситуация наконец сможет поменяться.

Ещё один пример популярного приложения, поддерживающего OpenCL, — это профессиональная программа для редактирования и монтажа видео Sony Vegas Pro 12. При выполнении в ней рендеринга видео нагрузка может распределяться по разнородным ресурсам гибридных процессоров.

Вовлечение в вычислительную работу графического ядра процессоров Kaveri позволяет получить очень весомый прирост в скорости рендеринга видео. Однако это всё равно не позволяет старшему APU компании AMD догнать конкурирующий Core i5-4440. Современные интеловские процессоры располагают гораздо более производительными x86-ядрами, поэтому даже при активации OpenCL A10-7850K серьёзно не дотягивает до скорости Haswell. Кроме того, интеловские процессоры тоже поддерживают OpenCL и ускоряются при подключении к вычислительной работе ресурсов графического ядра. Прирост скорости при этом не такой впечатляющий, как у APU компании AMD, тем не менее списывать его со счетов явно не стоит.

По просьбе AMD мы включили в эту часть тестирования и Futuremark PCMark 8 2.0. Данный бенчмарк при моделировании обычной пользовательской активности в общеупотребительных задачах может задействовать OpenCL-ускорение. И тогда мы можем получить представление о той производительности, которую будут показывать гибридные процессоры в идеальном случае, когда эффективную поддержку гетерогенных вычислений получат все распространённые приложения.

Понятно, почему AMD использует результаты PCMark 8 2.0 во всех своих маркетинговых материалах. Благодаря своему сильному графическому ядру A10-7850K побеждает во всех трёх сценариях: Home, Creative и Work. Это явно указывает на то, что при условии грамотной гетерогенной оптимизации приложений процессоры Kaveri могут оказаться гораздо лучше интеловских CPU. Иными словами, развиваемая AMD концепция APU действительно имеет большой потенциал, полноценно раскрыть который и должно помочь внедрение технологии HSA.

⇡ Энергопотребление

Энергопотребление — это ещё один традиционно больной вопрос для процессоров AMD. По крайней мере для их производительных модификаций, которые не имеют искусственно заниженных частот для удовлетворения требованиям экономичных тепловых пакетов. С выпуском процессоров Kaveri AMD рассчитывала немного поправить сложившуюся ситуацию и даже немного уменьшила расчётные показатели тепловыделения для старших моделей линейки A10. Помочь улучшению энергетических характеристик должен был не только новый 28-нм техпроцесс, но и снизившиеся тактовые частоты. Иными словами, удельная производительность в пересчёте на каждый затраченный ватт должна была возрасти.

Как же обстоит дело на практике? На следующих ниже диаграммах приводится полное потребление систем (без монитора), использующих встроенную процессорную графику, измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой платформы. Все имеющиеся в процессорах энергосберегающие технологии активированы. Нагрузка на процессорные ядра создаётся 64-битной версией утилиты LinX 0.6.5 с поддержкой набора инструкций AVX, а графические ядра нагружаются утилитой Furmark 1.12.

Потребление современных процессоров в состоянии простоя близко к нулю, так что показатели, приведённые на графике выше, касаются скорее платформ в целом, нежели исследуемых APU. Поэтому не удивительно, что, вне зависимости от того, какой процессор установлен в платформе Socket FM2+ , потребление получается примерно одинаковым. Система же на базе Haswell потребляет меньше — сказываются энергосберегающие технологии, которыми располагают современные наборы логики Intel.

При полной нагрузке на x86-ядра неожиданно выясняется, что A10-7850K стал даже более прожорливым, чем предыдущий флагман поколения Richland, A10-6800K. Потребление нового процессора выше на 9 Вт — даже несмотря на то, что его рабочие частоты заметно меньше. Соответственно, ни о каком соперничестве в экономичности с интеловскими четырёхъядерниками речь вести невозможно.

При графической нагрузке ситуация несколько отличается. Графическое ядро процессоров Kaveri обладает заметно лучшей экономичностью, чем графика Richland. Однако необходимо упомянуть один нюанс: Kaveri умеют динамически управлять частотой своего графического ядра, и при высокой нагрузке она автоматически снижается. По всей видимости, в данном случае мы как раз и столкнулись с пределом по потреблению, поскольку во время тестирования A10-7850K и A8-7600 частота их GPU периодически снижалась со штатных 720 МГц до 650 МГц, а временами — даже до 550 МГц.

Невысокое потребление демонстрируют Kaveri и при параллельной нагрузке на все ядра одновременно. Однако в данном тесте мы столкнулись с интеллектуальным управлением частотой не только GPU, но и вычислительных ядер. Как оказалось, при высокой графической нагрузке Kaveri не только сбрасывают частоту своего GPU, но и ограничивают частоту процессорных ядер 3-гигагерцовой величиной. В результате при одновременной высокой нагрузке на все ресурсы гибридного процессора его потребление оказывается не слишком большим, но это, естественно, сказывается и на производительности.

⇡ Разгон

Старшая модель Kaveri, A10-7850K, формально относится к числу оверклокерских моделей, обладающих разблокированными множителями, — на это недвусмысленно указывает литера K в конце модельного номера. Но в данном случае это скорее дань традиции, нежели реальная сильная сторона новинок. Новый, применяемый для изготовления Kaveri, 28-нм SHP (Super High Performance) техпроцесс совершенно не способствует появлению у этих APU нераскрытого частотного потенциала. И даже с теоретических позиций новые гибридные процессоры должны гнаться ещё хуже, чем их предшественники, тоже не отличавшиеся хорошими возможностями разгона.

Это подтвердилось и на практике. Максимальной частотой, при которой A10-7850K, с одной стороны, сохранял стабильность, а с другой — не снижал свою скорость из-за превышения предельной температуры, оказалась 4,4 ГГц. Напряжение питания на процессоре при этом пришлось поднять до 1,375 В.

Следует подчеркнуть, что разгон A10-7850K — не такая уж и тривиальная процедура из-за интеллектуальных алгоритмов динамического управления частотой в зависимости от температурного режима и нагрузки. Увеличение процессорного множителя выше номинала на первый взгляд проходит очень легко и редко когда вызывает проблемы со стабильностью. Но при тестировании под нагрузкой нередко выясняется, что процессор для сохранения своей работоспособности самовольно сбрасывает частоту отдельных ядер существенно ниже заданных в BIOS материнской платы значений. К сожалению, эта интеллектуальность никак не отключается, поэтому при рассмотрении оверклокерских результатов, помимо всего прочего, требуется уделять отдельное внимание проверке реальных частот всех четырёх процессорных ядер. Такое самопроизвольное «торможение» процессора, к сожалению, не даёт возможности существенно поднимать его напряжение питания.

Попутно с традиционной процессорной частью можно разогнать и встроенное в APU графическое ядро. С увеличением напряжения на северном мосту процессора до 1,375 В, стабильности GPU нам удалось добиться при повышении его частоты в BIOS материнской платы до 960 МГц.

Впрочем, на самом деле, разгон графики в A10-7850K имеет мало практического смысла. Во-первых, отнюдь не частота ограничивает производительность GPU, а пропускная способность шины памяти. Во-вторых, при повышении частоты GPU вновь приходится сталкиваться со слишком интеллектуальным автономным управлением частотой. Увеличение частоты графического ядра приводит к тому, что в реальности при 3D-нагрузке она начинает систематически сбрасываться до более низких значений, и наблюдаемая на практике игровая производительность практически не возрастает.

Иными словами, AMD старалась сделать из Kaveri процессоры с предсказуемым энергопотреблением и тепловыделением, а это потребовало внедрения технологий управления реальной частотой, которые плохо уживаются с оверклокингом. Это значит, что Kaveri для экспериментов по разгону подходит неважно.

⇡ Выводы

В целом Kaveri оказался очень неоднозначным продуктом, и мнения о нём могут кардинально различаться в зависимости от того, под каким углом смотреть на новинку. Об этом мы уже говорили, когда рассматривали модификацию A8-7600, это же должны повторить и сейчас, по итогам знакомства с A10-7850K.

Новый процессор безумно интересен тем, что он развивает концепцию гетерогенных вычислений и внедряет технологию HSA, которая позволяет разработчикам программных продуктов легко перейти к написанию алгоритмов, исполняющихся на вычислительных кластерах графического ядра. Кажется, ещё немного — и AMD добьётся того, что новые приложения будут работать на её процессорах не хуже, чем на CPU компании Intel. Для этого у Kaveri есть все необходимые ресурсы и, самое главное, огромная теоретическая вычислительная мощность, кроющаяся в графическом ядре.

Однако не всё так просто. Пока существует не так много даже простых оптимизированных под OpenCL приложений, а эффективность имеющихся реализаций гетерогенных вычислений оставляет желать лучшего. К тому же на параллельные вычислители графического ядра могут быть перенесены далеко не любые алгоритмы. В результате, подчёркивая, что в теории системы на базе Kaveri могут быть очень продуктивны, мы вынуждены констатировать реальное и заметное отставание рассмотренной нами старшей модели A10 от конкурирующего четырёхъядерного Core i5 в подавляющем большинстве счётных задач. Причём такая ситуация наблюдается сейчас не только в приложениях, исполняемых исключительно на x86-ядрах, но и там, где поддержка OpenCL уже реализована.

Другое дело — игры. Здесь у AMD всё совсем хорошо, даже несмотря на то, что скорость встроенного в A10-7850K GPU категорически упёрлась в пропускную способность шины памяти. Несмотря на это, конфигурации, построенные на этом процессоре и использующие возможности интегрированного графического ядра, с полным правом могут считаться полноценными игровыми системами начального уровня. Большинство современных игр может исполняться на A10-7850K в Full HD-разрешении, а многие из них, например популярные сетевые проекты, при этом вполне сносно работают даже с выбором среднего или высокого качества изображения. Десктопные Haswell подобную игровую производительность не могут предложить в принципе, по крайне мере до тех пор, пока Intel не решится перенести в настольные модели процессоров старшие модификации своих графических ядер GT3/GT3e.

В итоге на данный момент A10-7850K можно рекомендовать лишь как основу недорогих настольных компьютеров для нетребовательных игроков. Для энтузиастов же этот процессор малоинтересен — в первую очередь из-за своей ограниченной x86-производительности. Впрочем, если AMD умерит свои амбиции и снизит цены, противопоставив A10-7850K не четырёхъядерным, а двухъядерным процессорам конкурента, мы будем готовы пересмотреть свою позицию.



Понравилась статья? Поделитесь ей