Контакты

Московский государственный университет печати. Многостраничная верстка правила и основные принципы Основные правила верстки в полиграфии

КОМПЬЮТЕРНЫЙ НАБОР. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАБОРА.

Подготовка гранки (текстового файла) производится в текстовом редакторе Word. Это позволяет сделать правку текста, так как в текстовом редакторе допускается возвращение назад и исправление ошибок, сделанных на предыдущих шагах. В верстальных программах это, как правило, невозможно - иногда допустимо исправить предыдущий шаг, а иногда и это невозможно.

Прежде, чем начинать набор текста, следует определить необходимые параметры форматирования , которыми являются формат издания, формат набора (ширина наборной полосы) и атрибуты стиля текста.

Выбор формата издания и варианта оформления по ОСТУ определяет значение ширины наборной полосы в системе Дидо. Потому для соблюдения соответствия при задании формата набора необходимо перейти в метрическую систему измерений, учитывая, что 1 квадрат в системе Дидо равен 1,805 см, а затем представить формат набора в пайках (1 пайка = 12 пт).

При компьютерном наборе значение пункта соответствует англоамериканской полиграфической системе измерений, то есть 1пт = 0,353 мм.

Набором называется процесс формирования текстовых строк с соблюдением грамматических и технических правил и выключка их в установленном формате.

Основные технические правила набора :

· Нормальный пробел между словами в строке равен полукегельной (100%);при формате набора от 4 кв.и более допускается уменьшение пробела до 1/4 кегельной (75%) и увеличение до 3/4 кегельной (150%). При формате набора меньше 4 кв допускается увеличение пробела до 1 кегельной (200%).

· Пробелы внутри одной строки и в смежных строках не должны заметно различаться между собой.

· Не допускается совпадения пробелов в трех и более рядом стоящих строках с образованием «коридоров» как прямых, так и косых.

· Абзацные отступы внутри одного издания должны быть одинаковыми. При формате набора до 5 кв. абзацный отступ равен 1 кегельной, при формате от 5 кв. до 6,5 кв. абзацный отступ равен 1,5 кегельной, при формате от 6,5 кв. и более абзацный отступ равен 2 кегельным.



· Концевые строки абзаца должны перекрывать абзацный отступ не менее, чем в 1,5 раза. При наборе без абзацных отступов концевые строки должны быть короче полных строк не менее, чем на 1/2 кв.

· Знаки препинания не отбиваются от предыдущего слова.

· Тире между словами отбивают с двух сторон на 2 пункта, но от запятой и кавычек не отбивают. Тире между цифрами и от цифр не отбивают.

· Количество строк в полных полосах должно быть одинаковым во всем издании.

По сложности набор делится на четыре группы :

I - набор простого текста с небольшим (до 10%) количеством выделений;

II - набор усложненного текста, содержащего до 25% выделений;

III - набор смешанного текста шрифтами нескольких алфавитов или с примесью од нострочных математических формул (до 505 выделений);

IV - набор особо сложного смешанного текста, например, словарей, многострочных формул, акциденции. Для шрифтовых выделений используется шрифт другого начертания, но, как правило, той же гарнитуры и кегля, прописные или капительные буквы.

Для любого издания первоначально определяется стиль, которым оформляется текст основного набора. Для оформления различных текстовых выделений (например, заголовков, подписей под рисунками и т.д.) определяются соответствующие стили, которые также включаются в библиотеку стилей.

Атрибуты стиля определяют параметры оформления текста, а именно:

Гарнитуру шрифта;

Начертание;

Интерлиньяж;

Величину абзацного отступа;

Тип выключки;

Межсловный пробел;

Расстановку переносов;

Установку позиции табуляции при оформлении таблиц;

Установку отступов при наборе стихотворных текстов и так далее.

Стиль - это совокупность всех параметров оформления текста, который именуется и включается в библиотеку стилей. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль - это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения.

Гарнитуры компьютерных шрифтов имеют ряд особенностей, в частности, шрифты различных гарнитур в одном и том же кегле могут значительно отличаться размером очка. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с образцами имеющихся в библиотеке гарнитур компьютерных шрифтов для различных величин кегля и интерлиньяжа при выборе этих параметров для основного текста.

Абзацный отступ - э го отступ первой строки абзаца. Размер абзацного отступа определяется форматом набора и кеглем шрифта основного текста. Величина абзацного отступа может задаваться как в метрической системе (см), так и в пунктах англо-американской системы (пт).

Выключка - это расположение текста относительно вертикальных границ наборной полосы. Возможны различные варианты выключки: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату.

Для основного текста книжных изданий обычно используют выключку по формату (по ширине), то есть доведение строк до установленного формата набора изменением межсловных пробелов. В этом случае левый и правый края текста будут располагаться вдоль вертикальных границ полосы набора.

Расстановка переносов может производиться либо автоматически (с помощью имеющегося в программе словаря; с использованием алгоритма переноса), либо принудительно (вручную): Необходимо задать величину зоны переноса.

Зона переноса 12 мм – научно обоснована. Точнее это зона выключки. Автором является Ревякова О.Н.Это тот интервал, при попадании в который происходит выключка строки с соблюдением правил набора. Для создания профессионально сверстанной полосы переносы использовать необходимо. Можно использовать автоматический перенос со словарем, ручной перенос плюс словарь, ручной плюс алгоритм. Различаются три уровня переносов: наилучший, достаточный и нежелательный, используемый при применении алгоритма.

Межсловный пробел - это расстояние между соседними словами. Задание межсловных интервалов: стандартный (100%), минимальный (75%), максимальный (150%).

Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

ВЕРСТКА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕРСТКИ.

Верстка - одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки основной, дополнительный и вспомогательный текст устанавливается (заверстывается) на определенном месте полосы и объединяется с иллюстрациями.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки:

Ø верстка простого (сплошного) текста;

Ø верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;

Ø верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью,

Ø многоколонная верстка; сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения).

Полосы издания после этого приобретают завершенный вид.

Верстка - формирование наборных полос из основного, дополнительного и вспомогательного текстов, которые должны быть окончательно оформлены, объединены с иллюстрациями и расположены в определенных местах полосы с учетом основных правил верстки.

Основные правила книжной верстки следующие:

1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблиц, заголовков, сносок, формул т.д.) рассчитывается какое количество полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.

2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу набора

3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки разных уровней, сноски, таблицы, формулы, иллюстрации и подписи под ними, колонтитула, колонцифры и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь одинаковую отбивку по всему изданию. Допустимые отклонения с учетом приводности верстки не должны превышать 2 pt.

Одной из особенностей компьютерной верстки книжных изданий является то, что формат наборной полосы по отраслевому стандарту задан в квадратах /система Дидо/, а для набора и верстки используются шрифты компьютерных гарнитур, кегль которых измеряется в англоамериканской системе. Набор и верстка в связи с этим роизводится с увеличением интерлиньяжа (по умолчанию - 120%), что необходимо учитывать при расчете количества строк в полосе, корректируя при этом высоту наборной полосы, чтобы выполнить основное правило верстки - одинаковое количество строк в базовой полосе, что обеспечивает и остальные основные требования, такие как приводность и единообразие верстки. Наборная полоса, содержащая только основной текст, называется полной текстовой (базовой). Расчет количества строк в базовой полосе производится в англо-американской системе с использованием формулы:

L=51 В /к(и),

где L - число строк в полосе /целое/; В - высота полосы, кв; к (и)-кегль или интерлиньяж, (point - пт) или используются данные расчетно-графического макета.

Размер нижнего поля увеличивается, или уменьшается на размер части строки, полученной при расчете. Откорректированный размер наборной полосы по высоте остается одинаковым для всего конкретного издания.

На основе шаблонной текстовой полосы можно создать другие шаблонные полосы (спусковые, с заверсткой иллюстраций и дополнительного текста).

При методе интерлиньяжа по базовой линии она совмещается с нижним краем полосы.

Особенностью компьютерной верстки является также возможность изменения стиля оформления, выбранного при наборе, так как резкого разграничения между процессами набора и верстки, при компьютерной обработке текста нет. Но при наличии расчетного макета, выполненного в донаборной стадии, нет необходимости менять стиль оформления в процессе верстки.

Любая переверстка приводит к нарушению основных правил верстки, изменяет объем издания, нарушая принцип удобопечатаемости.

Стиль - это совокупность всех параметров оформления текста. При компьютерной верстке каждому образцу текста присваивается свой стиль. Все фрагменты с одинаковым стилем будут оформлены единообразно. Имена всех стилей, присутствующих в публикации, отражаются в палитре стилей. Любое издание имеет так называемый основной стиль - это стиль, которым набирается основная часть текста. На фоне основного текста оформляются текстовые выделения. Автоматический кернинг используется по умолчанию при наборе кеглем от 12 pt; он является атрибутом абзаца и может быть включен в определение стиля.

Особенностью верстки с помощью издательской программы (пакета) является то, что программа служит своеобразным приемником текстовых и графических файлов, подготовленных заранее в других программах или приложениях, и располагает программными средствами и интерфейсом для их размещения в гpaницах полос и колонок.

Для верстки могут использоваться программы: PageMaker и QuarkXPress, InDesign. Перед перемещением текста в верстальные программы желательно как можно более тщательно подготовить его в текстовом редакторе, который позволяет гораздо быстрее выполнить такие функции, как набор текста, проверка орфографии, перемещение блоков текста, редактирование, упорядочение его, выполняемые на экране в реальном масштабе редактором Word, в котором проще, удобнее и быстрее перемещаться по длинным документам.

В верстальных программах возможно редактирование для внесения заключительных правок в публикации (выделять символы и слова, удалять их, перемещать путем перетаскивания, выполнять процедуры вырезания и вставки, проверять орфографию), но перетаскивание возможно в связанных блоках.

Однако верстальные программы лучше подходят для упорядочения и окончательного форматирования текста, который уже набран, отредактирован и готов к публикации, т.к. им в большей степени присуще свойство Wisiwig (что видите то и получаете).

Художественный редактор «T3» Люк О’Нил предлагает десять эмпирических правил для улучшения дизайна любого издания.

Фундаментальные навыки, необходимые для того, чтобы быть хорошим дизайнером верстальщиком, во многом подобные тем, что необходимы для любой другой формы графического дизайна, но, как и любая специализированная область, эта сфера требует применения особых задач и общих правил.

В следующих 10 пунктах я кратко опишу некоторые общие правила и подходы к выполнению хорошего дизайна издания, которые помогут вам придумать новый заголовок или просто задуматься о карьере редактора.

1. Определите свою аудиторию и персональный стиль дизайна

Независимое издание Anorak заполнило рыночную нишу действительно творческим, порой анархическим журналом для детей. Это на самом деле самое главное правило, независимо от того выпускаете ли вы в свет новое издание или же разрабатываете дизайн существующего. Очень важно, чтобы вы знали свою аудиторию и соответственно делали для них эскизы.

Таким же образом читатель должен отождествлять себя со стилем изложения материала, формат публикации должен быть адресован ему - как вербально, так и на более тонком подсознательном уровне.

2. Обложка в первую очередь

Независимо от того, являетесь ли вы национальным потребительским изданием, небольшим изданием с узкой целевой аудиторией или Интернет-ресурсом, реальность такова, что обложка является самой важной страницей журнала, и большую часть вашего времени необходимо посвятить именно ей.

Обложка должна работать на нескольких уровнях - она должна быть достаточно уникальной, чтобы привлечь внимание на переполненных полках газетного киоска и в то же время не оттолкнуть существующих читателей. Она должна вызвать любопытство и интригу, рассказать историю, раскрывая потенциальному читателю содержимое материалов. Всегда старайтесь заранее разрабатывать обложки для цифровых изданий, поскольку то, что срабатывает с газетным киоском и печатными изданиями, вряд ли будет работать на экране или в виде маленького эскиза.

3. Выберите правильный подход к обложке

Не имея ограничений печатных изданий, цифровые обложки должны все же оказывать некоторое влияние - как это успешно делает обложка со Скарлетт Йоханссон в Esquire Weekly. Не существует единого шаблона для разработки идеальной обложки (хотя кто-то может говорить вам иное). В первую очередь - это сочетание отличной отработанной идеи и своего рода магии.

Важен совместный подход редактора и команды к идее. Воспользуйтесь их опытом, обсуждайте новую идею вместе и не бойтесь отступить, если считаете, что кое-что не работает, или же просто попросите придумать несколько альтернативных идей обложки. Самое главное - никогда не пытайтесь творить в вакууме.

4. Придерживайтесь модульной сетки (но не перебарщивайте)

Модульные сетки представляют собой основу для всех сфер графического дизайна, но больше всего они важны в редакционном дизайне. Немаловажно, чтобы у вас всегда была готова к использованию модульная сетка, поскольку она будет составлять основу вашего эскиза, структурируя страницы.

Модульная сетка из шести колонок с двумя симметричными столбцами текста имеет совсем иной вид, чем сетка из семи столбцов с двумя колонками текста и колонкой неправильной формы. Попробуйте вставить сначала ваш основной текст, а затем постройте сетку, поскольку кегль шрифта и высота строк, которую вы выберете, позже наполнят сетку.

Вы можете подумать, что я противоречу сам себе, говоря, что использование сетки важно, но мне кажется, что таких ограничений иногда можно избегать. Эскиз несколько произвольной формы может быть желанным послаблением на фоне общей строгости модульной сетки.

5. Типографская иерархия

Вы найдёте наиболее красивые и экспериментальные примеры типографики в журналах, но это не ограничивает полет фантазии. Весь превосходный редакционный дизайн должен иметь сильную типографскую структуру - от основного текста до заголовков с жирным шрифтом - выбор кегля не только поможет прекрасно выделить заголовок, но и поможет читателю сориентироваться в структуре.

Существует слишком много различных подходов, невозможно описать их все, но лично я для себя определил, что когда дело доходит до выбора кегля - чем меньше, тем лучше. Парочка шрифтов (или даже однотипные шрифты) могут быть гораздо более впечатляющими и эффективными, чем попытка вставить в текст всё, что только возможно, плюс кухонную раковину в придачу. Слишком много элементов - и ваш эскиз может быть воспринят негативно и создать впечатление беспорядка и отсутствия единой позиции.

6. Не бойтесь пробелов

Мастер сдержанности Мэтт Уилли демонстрирует искусное использование кегля и пробелов на страницах Independent Magazine Хотя для многих из нас пробел является своего рода роскошью, не поддавайтесь искушению заполнить каждый дюйм дополнительного пространства, появившееся у вас.

Потрясающая фотография может иметь большее влияние, если будет уменьшена и обрамлена пустым пространством, или же внимание может быть сосредоточено на заголовке, расположенному посреди страницы в окружении пробелов - перед началом основного текста.

7. Вставки

В первом томе Computer Arts Collection для удобства мы сделали пустые декоративные вставки между разделами с закладками и перечнем. Вставки невероятно важны в любом журнале, структурированный флэтплан с разрывами разделов может реально помочь, позволяя изданию свободно дышать, а читателю - ориентироваться в публикациях.

Использование различных видов бумажных вставок - это отличный способ сообщить читателю, что он находится в другом разделе и это сразу же привнесет иную атмосферу. Если у вас нет такой возможности, тогда просто используйте снимок без полей на всю страницу или расположите его справа, а не на развороте, что может быть желанным отклонением от нормы.

8. Иерархия элементов и исходных позиций

Сталкиваясь с рядом различных элементов или историями разных объемов и важности, легко почувствовать некую перегруженность. Сделайте так, чтобы было понятно, какая история или элемент занимает самое главное место в рейтинге - используя размещение, размер заголовка и размер изображения. Буквицы, указатели и простые вводные графики могут сориентировать читателя.

Будьте осторожны с этими компонентами в цифровых изданиях, поскольку декоративные графические элементы можно рассматривать как интерактивные кнопки. При разработке макета для іPad старайтесь думать о нём как о схеме расположения, где каждый графический элемент имеет свое функциональное назначение.

9. Всегда думай о кросс-платформе

Журналы должны быть действительно кроссплатформенными - вот к какому выводу пришёл «T3», когда сделал своё издание самым продаваемым журналом для іPad в Великобритании. Независимо от того, работаете ли вы с печатным изданием, планшетным или с обоими, важно, чтобы ваши проекты работали на всех платформах одинаково без чувства разрозненности дизайна и языка визуального общения.
Хорошая практика заключается в разработке эскиза сначала для цифрового издания, чтобы добиться удобства использования, поскольку часто гораздо проще перевести проект на печатную страницу, чем наоборот. Кроме того, подумайте о том, как ваша иллюстрация может работать на различных платформах. Есть ли возможность добавить немного анимации для цифровой версии? Возможно, оратор в печатном издании может стать анимированным в версии для іPad.

10. Будьте уникальным

«Net a Porter» и финансируемый на Кикстартере «The Great Discontent». Оба запустили новаторские проекты.

Наконец, и возможно, самое главное - это быть уникальным в идеях и дизайне. Сейчас, когда в издательской индустрии все пребывает в постоянном движении, как никогда важно выделяться из толпы.

Свидетельством этого является, казалось бы, никогда не прекращающийся поток новых, красиво оформленных и хорошо продуманных независимых изданий, которые продолжают процветать. Не говоря уже о компаниях, которые изначально были цифровыми и блогах, таких как «Net a Porter», который выпускает журналы на рынок - и не только цифровые издания для потребителей, но и полномасштабное глянцевое высококлассное издание, которое в газетных киосках соседствует с Vogue. А я думал, печатные издания вымерли, нет?

В продолжение обширной темы законов типографики в печатных изданиях - небольшой свод правил хорошего тона. Это не высшая ступень мастерства, но серьезная заявка на профессионализм в работе.

Придерживаясь правил типографики в своих работах, дизайнер демонстрирует уважение к читающим, к своему языку, а также знание законов зрительного восприятия. Наверное, не стоит упоминать о том, что верстальщик, имеющий понятие о типографике, не потеряется среди массы новоявленных "дизайнеров".

Почему то правила типографики часто называют негласными, хотя многие из них вполне четко прописаны в ГОСТах и учебниках русского языка. Вобщем, как говорится, повторение - мать учения. Ниже несколько желательно-обязательных правил, назовем их мини-кодексом верстки.

1. Не путать тире и дефис

Дефис - орфознак, короткая черточка: (-). Пробелами не обрамляется.
Тире - пунктуационный знак, длинная черточка: (-). Обрамляется пробелами. Бывает полудлинным, длинным.

Дефис {во-первых, серо-буро-малиновый, по-моему}. Тире {назвался груздем - полезай в кузов}.

Когда тире используется в качестве диапазона между цифрами, оно не отбивается пробелами {7–8 классы}. Обратим внимание, как в варианте с числами представлено сочетание тире и дефиса: {5–6-классники; 2–3-этажный}.

Диалоги всегда начинаются с тире, а не с дефиса. Формула диалога: абзацный отступ + Alt+0151 или Alt+0150 + пробел. Тире не переносится в начало строки, а всегда остается на предыдущей строчке полосы (кроме диалогов). Зато «висячий» дефис довольно симпатичен, если оформлен правильно: {двух-, трехэтажный; пяти-, шестиклассники}.

2. В текстах используются «кавычки-елочки»

Формула правильных кавычек: Alt+0171 мы Alt+0187 = «мы».
„Лапки-запятые” (Alt+0132 + Alt+0147) ставим только в случае, если надо «поставить „кавычки в кавычках”».

3. «Висячие» строки и «строки-сироты» на полосе не оставляются.

«Висячая» строка - это одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в следующей колонке или (что еще хуже) на следующей полосе. «Сирота» - первая строка абзаца, «оторвавшаяся» от него и «повисшая» в предыдущей колонке или на предыдущей полосе. По правилам верстки и то и другое категорически не допускается.

Однобуквенные слова (предлоги, частицы и междометия), набранные прописными буквами (т.е. являющиеся началом предлжения), не должны стоять в конце строки.

Висячий предлог - это тот, что оставлен в конце строки. В верстке весьма нежелателен. Особенно недопустимо оставлять его в оглавлении и заголовках.

4. Все подрисуночные подписи на всех полосах издания оформляются единообразно

Подрисуночные подписи ставятся:
-с выключкой влево или вправо
-с привязкой к краю картинки
-кеглем меньше основного
-с отступом от иллюстрации
-без точек в конце.

Расстояние от картинки до подписи должно быть одинаковым для всего номера. Подрисуночные подписи на всех полосах оформляются одним кеглем и с одинаковыми отступами сверху и снизу от картинок. Перед сдачей номера корректор обязательно проверяет и вычитывает подрисуночные подписи вместе с остальным текстом.

В конце подрисуночной подписи точка не ставится, если подпись состоит из одного предложения. Другие знаки в конце предложения при этом остаются в силе. Если подпись состоит из нескольких предложений, то соблюдаются все знаки конца предложения внутри текста, но последнее предложение подписи опять же остается без точки.

Совет. Ставьте текстовую подпись под картинкой. Не делайте ее в Фотошопе. Не «убивайте» иллюстрации подписями на самих иллюстрациях.

5. После заголовка точка не ставится

Это можно проверить в любых СМИ. Правило действует и для оглавления.

6. Лишние пробелы из текста удаляются

Между словами ставится один пробел. Один! Перед знаками препинания пробел не ставится. После знаков препинания - ставится.

7. Дыры между словами в колонках недопустимы

Явно разное расстояние между словами в соседних строках - визитная карточка неопытного верстальщика. Программы верстки помогают не допустить дыр, если включены и настроены переносы. Профессионалы советуют вообще избегать двусторонней выключки текста (за исключением особенных случаев) и выравнивание текста делать по левому краю, тогда и проблемы такой не возникнет.

8. В тексте одной колонки не должно быть более четырех переносов подряд (в книжной верстке - не более двух)

В малых форматах число переносов подряд может достигать пяти. Исключением могут быть случаи, когда исправление этой ошибки влечет за собой явное ухудшение качества выключки слов.

9. Выделение слов внутри текста нежелательно

Есть несколько типографских способов выделить смысловую часть:
позволительные: курсив;
нежелательные: жирное, полужирное начертание внутри текста;
непозволительные: подчеркивание, выделение цветом, а особенно набор целых слов и предложений в ВЕРХНЕМ регистре.

Скажу сразу, что непозволительны эти способы только в основном наборе текста. В качестве художественного оформления, для заголовков или на плакатах они сгодятся. Но внутри текста использовать верхний регистр или подчеркивание неприемлемо. Этот прием появился от беспомощности во времена пишущих машинок - когда надо было хоть как-то выделять слова.

10. Текст в строчках колонок выравнивается по базовым линиям (направляющим)

Если вы верстаете текст в несколько колонок, нужно, чтобы в горизонтали строки совпадали. А для этого необходима привязка к базовым линиям (направляющим). Сложности могут возникнуть при верстке материалов, где есть строки с отбивкой (вопросы в интервью, подзаголовки), тогда межстрочные расстояния неодинаковы.

11. Стихи верстаются с выключкой влево


Если строка стихотворения не влезает в колонку, ее разбивают абзацем, и непоместившуюся часть строки делают с выключкой вправо. Для стихотворения можно использовать выключку вправо только в случае, когда стих служит эпиграфом к материалу.

Продолжение темы в статье "Мини-кодекс верстки-2", там мы поговорим об эффектах и шрифтах в типографике.

Вёрстка в издательском деле и полиграфии - процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. В эпоху металлического набора вёрстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе, и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками и т. п. По мере развития цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х, были Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Microsoft Publisher и QuarkXPress, а в настоящее время и Adobe InDesign.

Основные требования к свёрстанным полосам книжно-журнальных изданий

Основные требования к свёрстанным полосам следующие: абсолютно точные (до 0,5 п.) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или «распоров»; единообразие вёрстки по всему изданию и приводность вёрстки.

Единообразие вёрстки - это одинаковый характер вёрстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы, в частности: равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ завёрстки однотипных иллюстраций (вразрез или в оборку), одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр, сигнатур и норм и т. п.

Приводностью вёрстки называют полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой (на просвет). Достигается приводность вёрстки путём приведения всех частей текста, набранного шрифтами кегля, отличного от основного, а также формул, таблиц и иллюстраций к целому числу строк основного кегля с помощью отбивок сверху и снизу.

Общие принципы вёрстки полос книжно-журнальных изданий

«Висячие» строки и правила, действующие в отношении таких строк

«Висячими» строками в типографской практике называют начальные абзацные строки, расположенные в конце полосы, а также концевые строки, расположенные в начале полосы. Технические правила вёрстки категорически запрещают наличие таких строк в свёрстанном издании, ибо они ухудшают удобочитаемость текста, а также искажают внешний вид полосы набора, лишая её традиционной прямоугольной формы. Современные правила лишь допускают оканчивать полосу концевой строкой, начинать полосу абзацной строкой, а также размещать в конце или начале полосы абзац из одной строки (например, в прямой речи, когда строка является одновременно и концевой и абзацной). Кроме того, допускается начинать полосу короткими строками в математических рассуждениях (например, часто встречающимися между формулами строками типа «и», «или», «здесь» и т. п.). «Висячие» строки в процессе вёрстки обязательно уничтожают, используя приёмы вгонки и выгонки строк.

Вгонка и выгонка строк

Вгонкой строки называют уменьшение числа набранных строк за счёт уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках.

Выгонкой строки называют увеличение числа набранных строк за счет увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, в процессе которого за счет части текста длинной концевой строки образуют новую концевую строку.

Перенос слова с полосы на полосу

Правила не ограничивают переносы слов с чётной полосы на нечётную, то есть переносы на одном развороте (разумеется, правила переносов слов должны соответствовать грамматическим и техническим требованиям, см. страницу «Особенности набора»). Но недопустимо переносить слова с нечётной полосы на чётную, это ухудшает удобочитаемость издания, так как читатель должен перевернуть страницу для чтения окончания слова. В настоящее время позволяется в виде исключения оставлять такие переносы в случаях, когда ликвидация их в конце нечётной полосы может нарушить другие правила вёрстки. И все же следует рекомендовать избегать таких переносов, так как почти всегда можно их ликвидировать без нарушения других правил вгонкой или выгонкой строки в одной-двух предшествующих полосах.

Спуск и основные технические правила вёрстки спусковых полос

Спуском в типографской практике называют отступ в верхней части начальных полос - полос, начинающих разделы, части или главы издания. Сами начальные полосы в этом случае часто называют спусковыми полосами.

Размеры спусков в издании определяются издательством.

Обычный размер спуска - около 1/4 высоты полосы, считая от её верха до первой строки текста, причем все заголовки, шапки и заставки включают в размер спуска.

По техническим правилам вёрстки размер спусков по всему изданию должен быть строго одинаковым, однако допускается уменьшение или увеличение спуска на одну-две строки основного кегля в связи с тем, что на спусковых полосах текста меньше, чем на обычных и отсутствуют предшествующие полосы, в которых можно было бы вогнать или выгнать строки для правильного окончания полосы (без «висячей строки» и без переноса на чётную полосу).

Заставка и правила её вёрстки

Заставкой называют изображение, выполненное в виде иллюстрации или акцидентного набора из линеек или орнаментов и размещаемое в начале главы, раздела или части издания на спусковой полосе, как правило, в самом верху её в счет спуска. При наличии заставок именно с них начинается каждая спусковая полоса.

Заставки, как правило, подготавливают заранее. Чаще всего заставки одновременно служат иллюстрациями к следующим за ними частям или главам издания.

Концевая полоса и основные правила вёрстки концевых полос

Концевой полосой называют последнюю полосу издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы. Концевая полоса чаще всего бывает неполной.

Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ её высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.

Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трех-четырёх строк основного кегля. Если места остается меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой строк увеличивают нижний пробел до минимально допустимых размеров.

Концовки и основные правила их вёрстки

Концовками называют линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. На концевых полосах, занимающих всю полосу, концовку не ставят.

Колонцифры, основные варианты их набора и вёрстки

Колонцифрами называют номера страниц печатного издания, устанавливаемые в каждой полосе набора, кроме некоторых особых полос.

Колонцифры по выбору издательства могут быть размещены внизу полосы или же сверху - в одной строке с колонтитулом или без него. Чаще всего колонцифры выключают в наружный край полосы (на четных полосах в левый край, на нечетных - в правый), но иногда и по центру полосы.

Для колонцифр обычно применяют шрифт той же гарнитуры, что и для основного текста, но сниженного на 2 п. кегля. В изданиях особого назначения и оформления (справочники, словари, указатели и т. п.) колонцифры возможно набирать шрифтами других гарнитур и повышенных кеглей.

Основные требования к набору и размещению нижних колонцифр

Нижние колонцифры обычно набирают шрифтом кг. 8 той же гарнитуры, что и основной текст; выключают в наружный край полосы и отбивают от нижней строки текста пробелом, приводящим всю высоту полосы вместе с колонцифрой к величине, кратной цицеро. Например, полоса имеет высоту 49 строк корпуса, то есть 10 кв. 10 п., колонцифру кг. 8 отбивают пробелом 6 п., тогда общая высота полосы составит 10 кв.10 п.+8 п.+6 п.=10½кв.

Как уже отмечалось, нижние колонцифры в заданный формат полосы не входят, то есть кегль колонцифры и отбивку её добавляют к заданному формату полосы.

Технологические инструкции предусматривают снижение кегля колонцифры по сравнению с кеглем основного текста на 2 п., однако это следует делать лишь в тех случаях, когда основной текст набирают шрифтом кг. 10 п. Если основной текст набирают шрифтом кг. 8 п., то колонцифры также набирают шрифтом кг. 8 п. Издательство имеет право выбрать любой кегль и шрифт колонцифры, и в некоторых изданиях кегль колонцифр может быть даже больше, чем кегль основного шрифта.

По указанию издательства нижние колонцифры можно выключать посередине формата. Если по обеим сторонам колонцифры ставят тире, то отбивают последние от колонцифры на полукегльную.

Основные требования к набору и размещению верхних колонцифр

Верхние колонцифры по указанию издательства, как правило, размещают в одной строке с колонтитулом и выключают в наружный край, иногда с колонлинейкой при выключке колонцифры по центру или также в наружный край. В обоих случаях колонцифра (вместе с колонтитулом или колонлинейкой) входит в заданный формат полосы набора, и её отбивают от начала полосы по правилам отбивки колонтитулов.

В отдельных случаях (в словарях, энциклопедиях, справочниках) верхние колонцифры можно набирать и без колонтитулов. При этом они снова должны быть установлены выше заданной высоты полосы с отбивкой от начала текста на 4-12 п. для обеспечения кратности общей высоты полосы (с колонцифрой) цицеро. Часто такие колонцифры набирают шрифтом повышенного кегля с выключкой в наружный край. Их набор не отличается от набора нижних колонцифр.

Иногда в двухколонных изданиях колонцифрами нумеруют не полосы, а колонки, тогда на всех полосах колонцифра левой колонки выключается в левый край, а правой колонки - в правый край. Верхние колонцифры в настоящее время почти не размещают посередине колонки в тире.

На каких полосах издания не ставят колонцифры

Колонцифры всех видов не ставят на титульных полосах издания (титуле, контртитуле, фронтисписе, авантитуле, шмуцтитулах), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научных и технических изданиях, на полосах со схемами, чертежами и т. п., как правило, по указанию издательства колонцифры ставят). Все перечисленные полосы входят в счет страниц издания. Не ставят колонцифры также на вклейках, которые не входят в общий счет страниц издания.

Верхние колонцифры (с колонтитулами, колонлинейками или без них) не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.

Колонтитулы, основные правила их набора и размещения

Колонтитулами называют текстовые строки, располагаемые над основным текстом каждой полосы, улучшающие оформление издания и облегчающие пользование им (облегчается нахождение нужного раздела издания, слова в словаре и т. п.).

В современных изданиях не применяют колонтитулов, имеющих чисто оформительское значение, так называемых «мертвых» колонтитулов - одинаковых по всей книге. Обычно применяют колонтитулы «живые», переменные, то есть разные для разных разделов и глав книги.

Красная строка - строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки (с красной строки обычно набирают заголовки, формулы). Иногда красной строкой называют начальную строку с абзацным отступом.

Колонтитулы не ставят на всех титульных полосах издания (титулы, шмуцтитулы, полосы с выходными сведениями и т. п.), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с иллюстрациями (кроме научной и технической литературы), а также на спусковых (начальных) полосах издания. Общая высота всех перечисленных полос должна быть точно равна текстовым полосам с колонтитулом.

Колонлинейки и правила их применения

Колонлинейками называют линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. В этом смысле колонлинейками следует называть также линейки, входящие в состав колонтитулов.

В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонлинейками применяют и колонцифру - над линейкой или внутри её с выключкой также по центру или в наружный край. Правила завёрстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов.

Титульный лист и правила его вёрстки

Титульным листом или титулом называют первую выходную страницу издания, на которой помещены основные сведения о нём - фамилия автора, название, место и год издания и др.

Как правило, титул размещается на первой полосе издания и занимает всю полосу, однако в журналах весьма часто титул заменяют «шапкой», то есть размещают все титульные данные лишь в верхней части первой полосы. В некоторых изданиях, имеющих контртитул или фронтиспис, титул размещают на третьей полосе издания.

Именно с установки титула (а при наличии также контртитула, фронтисписа и авантитула) начинают вёрстку каждого издания. На всех перечисленных элементах колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры не ставят.

Контртитул и особенности его вёрстки

Контртитулом называют чётную полосу, размещенную напротив главного титула издания (нечетная полоса). Иначе говоря, контртитул размещают в одном развороте с главным титулом издания (как правило, в многотомных или переводных изданиях). В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на главном титуле - сведения, относящиеся лишь к данному тому. В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала.

Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания (титул в этом случае - на третьей).

Фронтиспис и особенности его вёрстки

Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора.

Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул - на третью). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.

Авантитул и особенности его вёрстки

Авантитулом называют полосу, являющуюся оборотом контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают какой-либо текст (например, название книги). Обычно название книги (фамилия автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул, но значительно сниженного (по сравнению с титульным листом) кегля не более 12-14 п.

Текст авантитула размещают на оптической середине полосы заданного формата (очень редко - в другом месте полосы, например, в верхней части полосы с выключкой вправо).

Аналогично завёрстывают издательскую марку или рисунок.

Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в правом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения.

Аннотация и основные правила ее вёрстки

Аннотацией называют краткое изложение содержания и назначения книжного издания или журнальной статьи.

Аннотацию обычно размещают на обороте титула, набирают шрифтом сниженного кегля на уменьшенный формат и размещают по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой.

Аннотацию к журнальным статьям обычно набирают шрифтом сниженного кегля на полный формат полосы, в том числе при двух- и трехколонном наборе текста статьи и размещают под заголовком с небольшой отбивкой от текста.

Выпускные данные и правила их вёрстки

Выпускные данные - это основные данные об издании , включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий - фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объём в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа.

Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кг. 6 п., либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную» и завёрстывают на последней полосе издания. Если они набраны на полный формат, то их размещают под тонкой линейкой внизу полосы, если же на сниженный формат, то - по оптической середине полосы. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.

Шмуцтитул и особенности его вёрстки

Шмуцтитулом называют внутренний титул - отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора.

Текст шмуцтитулов оформляют аналогично оформлению титула - шрифт той же гарнитуры, но сниженного кегля. Главные строки размещают обычно на оптической середине. Группировка строк текста должна соответствовать титулу и системе рубрикации книги.

Шмуцтитулы завёрстывают всегда на нечётную полосу, оборот шмуцтитула остается пустым. Если предшествующий текст был закончен на нечётной полосе, то его нужно вогнать в предшествующие полосы или выгнать из предшествующих полос строки с тем, чтобы текст предыдущего раздела был закончен на четной полосе. Оставлять перед шмуцтитулом пустую полосу нежелательно.

Посвящение и правила его вёрстки

Посвящением называют надпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым данное произведение посвящается.

Посвящение обычно набирают на сниженный формат выделительным шрифтом (курсив, курсив полужирный, шрифт иной гарнитуры), кегль которого не меньше кегля основного текста. Завёрстывают посвящение часто на отдельной нечетной полосе после титула, в верхней её части (со спуском 1-2 кв.) с отступом справа на ½-1½ кв. или иногда по оптической середине полосы. В некоторых случаях посвящение завёрстывают на первой текстовой полосе в счёт спуска, но обязательно над всеми заголовками.

В конце текста посвящения точки не ставят.

Как набирают и где завёрстывают эпиграф

Эпиграфом называют цитату из сочинений известных авторов, пословицу или афоризм, выражающий основную мысль книги, её отдельной части или главы. Эпиграфы всегда набирают на суженный формат (от ⅓ до ⅔ формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например, курсивом. Если в эпиграфе дается иностранный текст с переводом, то их набирают разными начертаниями шрифта (часто основной текст - курсивом, а перевод - прямым), причём перевод отбивают на 4-8 п. В конце эпиграфа ставят точку или иной, необходимый по смыслу знак (весьма часто - многоточие, ибо текст цитаты обрывается). В кавычки текст эпиграфа не заключают. Почти всегда имеется ссылка на источник; её набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2-4 п.

Иногда (в художественных произведениях улучшенного оформления) эпиграф ко всей книге завёрстывают на отдельной нечетной полосе после титула, а эпиграфы к отдельным частям издания - на шмуцтитулах после названия части. Чаще эпиграф ко всему произведению размещают на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка. Эпиграфы к отдельным частям или главам размещают под названиями этих частей с достаточной отбивкой от рубрик и от текста (как правило, не менее 20 п. над эпиграфом и 12 п. под ним).

Эпиграфы всегда помещают либо в правый край полосы, либо с большим отступом слева (примерно на половину формата строки основного текста).

Порядок вёрстки предисловия, введения и вступительной статьи

Введение и предисловие почти всегда набирают шрифтом той же гарнитуры и того же кегля, что и основной текст; предисловие часто набирают также шрифтом на кегль меньше. В предисловие иногда увеличивают межстрочное расстояние (для выделения его или чтобы начать текст с нечетной полосы), во введении же этого не делают никогда. Вступительную статью чаще набирают шрифтом сниженного кегля с увеличенным межбуквенным расстоянием.

Порядок завёрстки послесловия и заключительной статьи

Послесловие и заключительную статью, как правило, набирают шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но кеглем, сниженным на 2 п. Завёрстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы.

При наличии и послесловия и заключительной статьи раньше завёрстывают послесловие. После этих элементов следуют примечания, указатели и оглавление или содержание (завёрстываемое в конце издания).

Затекстовые примечания и комментарии, порядок их вёрстки

Затекстовыми примечаниями обычно называют сноски к основному тексту издания, вынесенные в конец книги (в этом случае, как правило, знаки выноски в тексте имеют порядковую нумерацию). Комментариями называют объяснение или толкование отдельных положений основного текста, также помещаемые в конце издания.

Затекстовые примечания и комментарии всегда набирают шрифтом сниженного кегля; каждое примечание набирают с новой строки с абзаца, учитывающего равнение знаков сноски в пределах полосы. Чаще всего в таких примечаниях повторяют слово, к которому относится данное примечание. Слово набирают с выделением курсивом, разрядкой, реже - полужирным и отделяют его от текста примечания точкой и тире.

В отдельных изданиях затекстовые примечания и комментарии разделяют на части, разделы или главы издания. Если тексты примечаний короткие, их можно набирать в две колонки. Завёрстывают затекстовые примечания и комментарии после послесловия или заключительной статьи, а при их отсутствии - после основного текста, всегда с нечетной полосы со спуском. Довольно часто рубрику к ним дают шапкой.

Приложения и порядок их завёрстки

Приложениями называют материалы, дополняющие, разъясняющие или иллюстрирующие текст и помещаемые в конце издания (обычно научного, учебного или технического). В качестве приложений часто помещают различные официальные материалы, таблицы, документы и т. п.

Несколько приложений (как правило, нумерованных) можно верстать все в подбор или каждое с новой полосы. Спуск обычно дают лишь перед первым приложением. Если приложения в издании отделены шмуцтитулом, то и первое приложение может быть дано без спуска.

Указатели

Указатели - это справочный материал, помогающий читателю быстро найти нужный текст в издании. Указатели заглавий помещают часто в последних номерах годового комплекта журналов.

Библиографические списки, основные особенности их набора и вёрстки

Библиографическими списками или указателями литературы называют перечни использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения литературы с краткими сведениями (библиографическими записями простой структуры) о каждом упоминаемом издании. Различают прикнижные, внутрикнижные, внутрижурнальные и пристатейные указатели литературы.

В каждой библиографической записи, как правило, даются сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания, а для журнальных статей - об авторах, названии статьи, названии журнала, годе его издания и номере. Набор указателей литературы характеризуется применением различных видов выделений, частым использованием иностранных шрифтов, особой системой сокращений и расстановки знаков препинания.

Прикнижные списки литературы завёрстывают после приложений на отдельной полосе со спуска. Внутрикнижные и пристатейные указатели литературы (к отдельным частям, главам или статьям) размещают в подвёрстку к тексту этих разделов как дополнительный текст.

Оглавление - перечень всех входящих в издание частей, разделов, глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых они начинаются; содержание - перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Они являются составной частью почти всех книжных и журнальных изданий. Оглавление или содержание размещают в самом начале или в самом конце издания (по выбору издательства).

Особенности набора оглавлений и содержаний - наличие шрифтов самых различных начертаний, большое количество разных отступов и втяжек, равнение разрядов цифр в номерах страниц и рядов отточий, отделяющих конец текста в каждой позиции от цифр. В подавляющем большинстве случаев (за исключением лишь изданий особого оформления) оглавления и содержания набирают шрифтом сниженного кегля, как правило, петитом.

В конце издания оглавление (содержание) может размещаться на любой полосе, после него следуют только выходные данные.

Верстка - одна из основных операций изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания .

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную . Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности.

Существует четыре группы сложности верстки:

  1. Верстка простого (сплошного) текста;
  2. Верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;
  3. Верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка;
  4. Сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения)

Основные правила книжной верстки следующие:

  1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте , т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблицы, формулы и т.д.) рассчитывается сколько полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос. Допустимые отклонения по высоте полосы не должны превышать 0,5 мм.
  2. Верстка должна быть приводной , т.е. строки набора, расположенные нанечетной полосе, должны совпадать "на просвет" со строками на четной. Этоможет быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками оттекста к размеру, кратному кеглю шрифта основного текста.
  3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос , для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть "висячих" строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.
  4. Верстка должна быть единообразной , т.е. однотипные элементы полосы(заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрациии т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь однотипную отбивку повсему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в зависимости от кегля основного набора, не должны превышать 4-6 п.

Спуск в начальных полосах во всем издании должен быть одинаковым . Чаще всего спуск (отступ от начала полосы) выбирается равным 1/4 части наборной полосы , реже - 1/3 части, иногда, в нестандартных изданиях, и больше. Допустимые отклонения размера спуска - одна, две строки основного набора с учетом приводности.

Верстка текстовых полос сплошного текста не представляет особой сложности. В настоящее время при фотонаборе и с использованием ПК настольных издательских систем она выполняется автоматически и только в сложных случаях - в диалоговом режиме.

Начальные полосы по оформлению могут быть трех видов:

  • со спуском
  • без спуска, но с инициалом
  • со шмуцтитулом в виде "шапки"

Вариант оформления начальных полос выбирается художником издательства в зависимости от вида издания.

Инициал представляет собой прописную (заглавную) букву большого кегля, которая заменяет первую букву текста строки. Инициал может быть шрифтовым или рисованным . Иногда предусматривается печать инициала другой краской.

При верстке спусковых полос с внутренним титулом в виде "шапки" он устанавливается в счет спуска.

При заверстке концевых полос выдерживаются следующие правила :

если текста мало, его нужно или вместить в предыдущую полосу (вгонка) или увеличить так, чтобы текстом было занято не менее 1/4 высоты полосы (выгонка). Вгонке и выгонке часто подвергается текст не одного, а нескольких абзацев в процессе верстки и переверстки.

Если текста на концевой полосе много, то полоса не должна быть короче полной меньше чем на четыре строки.

На концевых полосах иногда устанавливаются концовки, которые отбиваются от текста одинаково для данного издания в пределах от 3/4 кв. до 2 кв.

Все рассмотренные основные правила верстки действительны и для усложненного и сложного текста. Далее будут рассмотрены только специфические особенности заверстки стихотворений, выводов и таблиц, формул и иллюстраций.

Стихотворения

  1. Стихотворения, помещаемые на отдельных полосах или внутри основного текста, заверстываются так, чтобы стихотворная полоса или часть ее оказалась на оптической середине страницы.
  2. Стихотворения внутри прозы заверстываются, как дополнительный текст, с отбивкой от основного текста в пределах одной строки основного текста.
  3. Отбивка строф стихотворений одна от другой, заверстываемых на отдельных полосах, производится на кегль стихотворного шрифта; для предотвращения разрыва строф при переносах допускается уменьшение отбивки до 1/2 кегельных и увеличение - до 1 1/2 кегельных.
  4. При переносе части стихотворения на другую полосу на предыдущей полосе должно оставаться не менее двух строк, лучше если при переносе стихотворение разбивается по парам стихов.
  5. Строфы стихотворения, набранные в порядке чередования без втяжки и с втяжкой, друг от друга не отбиваются.
  6. Строфы стихотворения, заверстанного на развороте, должны быть единообразно оформлены и отбиты. Рубрики и звездочки, заменяющие рубрики в стихотворных текстах, отбиваются в соответствии с общими правилами отбивки рубрик.

Драматические произведения

При верстке драматических произведений обращают внимание на следующие специфические требования:

  1. Имена действующих лиц, набранные отдельными строками, отбиваются от основного текста подобно рубрикам, при этом размер строки с именами действующих лиц и отбивка должны быть кратны кеглю шрифта основного набора.
  2. Ремарки, помещаемые среди речи действующих лиц отдельными строками, отбиваются от текста на 2-4 п сверху и снизу (одинаково). При наборе с увеличенным интерлиньяжем (на шпоны) отбивка увеличивается на соответствующий размер.
  3. Полосу нельзя заканчивать строкой с именем действующего лица и ремаркой, а текст переносить на другую полосу; ремарка должна закрываться минимально двумя строками. Реплика, перенесенная на другую полосу, также должна быть закрыта не менее чем двумя строками.
  4. Нельзя начинать полосу ремаркой, расположенной среди речи действующего лица, ремарку в этом случае следует подверстать внизу предыдущей полосы.

Таблицы и выводы

  1. Таблицы и выводы заверстываются непосредственно за текстом, к которому они относятся, а если по техническим причинам этого сделать нельзя, то таблицу или вывод заверстывают в любом месте полосы в пределах разворота, для чего в тексте дается ссылка с указанием номера таблицы.
  2. При заверстке таблиц (выводов) вразрез они должны помещаться на оптической середине полосы и отбиваться от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного набора с учетом приводности.
  3. Поперечные - на нечетных полосах заголовком к наружному полю, а на четных полосах - заголовком к корешковому полю. Продольно-распашные таблицы желательно располагать на развороте с увеличением каждой половины на 1-2 цицеро для выхода в корешковое поле.
  4. Поперечно-распашные таблицы всегда размещаются на развороте. Строки текста, сноски и примечания подверстываются к распашным таблицам с выключкой на нечетной полосе влево, а на четной - вправо. Если таблица не помещается на полосе полностью, то ее разделяют на две части с переносом второй части на следующую полосу.
  5. Таблицы (выводы) малого формата могут быть заверстаны в оборку. Минимальный формат оборки (текста, стоящего рядом с таблицей) - 2-2,5 кв. Таблицы отбиваются от текста сбоку на 6-12 п; от текста сверху на 2-4 п, а остальная отбивка делается снизу с соблюдением условий приводности.
  1. Формулы заверстываются строго по разметке оригинала и отбиваются от текста сверху и снизу максимально на кегль шрифта основного набора с обязательным соблюдением условий приводности. Если формуле предшествует короткая концевая строка текста, то формула сверху не отбивается или даже частично (на 2-4 п) входит в предыдущую строку (в компактных технических изданиях).
  2. Полоса формулой не начинается, только в порядке исключения при переносе формул; формулу, состоящую из трех строк, разрывать при переносе нельзя; группу формул из четырех строк при переносе с полосы на полосу делят пополам. Формула или группа формул заверстываются в красную строку. Формулы, входящие в группу, разбиваются между собой не более, чем на 4 п.
  3. Чтобы не нарушать приводности верстки, при заверстке формул, так же, как и таблиц, необходимо просчитать сколько строк основного текста нужно изъять из полосы, чтобы поместить там указанный дополнительный текст вместе с отбивками. Число строк должно быть целым, чтобы текстовые строки опять совпали на просвет со строками текста на обороте полосы.

Иллюстрации

Место расположения иллюстрации на полосе устанавливается в издательстве при разметке оригинала, изготовлении макета, при разметке распечаток, предназначенных для верстки, в процессе изготовления оригинала-макета или репродуцируемого оригинала-макета (РОМ).

Вид заверстки иллюстрации на полосе зависит от формата наборной полосы и формата иллюстрации. Различают следующие основные виды заверстки иллюстраций (см. рис. 1):

  1. открытая верстка , при которой иллюстрация устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной или двумя сторонами (а);
  2. закрытая верстка , при которой иллюстрация заверстывается внутрь текста и соприкасается с текстом двумя (заверстка иллюстрации вразрез) или тремя сторонами (заверстка иллюстрации в оборку) (б);
  3. глухая верстка , при которой иллюстрация закрыта текстом с четырех сторон (двухсторонняя оборка) (в); верстка иллюстраций на полях (г) или с выходом в поле (д);
  4. иллюстрация может занимать всю полосу - полосные иллюстрации

Иллюстрацию следует заверстывать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее.

Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны быть расположены на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен кеглю основного набора. Иллюстрация отбивается от текста в пределах цицеро.

Рис. 1

Большое значение имеет согласованность расположения нескольких иллюстраций на развороте : иллюстрацию лучше выравнивать по нижней линии, располагать их симметрично по диагонали (в отдельных изданиях используется и асимметричное расположение как прием оформления).

Если к иллюстрации большого формата можно подверстать только три-четыре строки, ее целесообразно довести до полосной.

При открытой заверстке вверху или внизу полосы под иллюстрацию нельзя помещать концевую строку абзаца, а над иллюстрацией - абзацную строку. Нельзя заверстывать иллюстрацию перед заголовком следующего раздела.

При заверстке иллюстрации в угол или в край полосы внешние линии рисунка иллюстрации должны совпадать с краем текста. На концевых полосах обычно иллюстрации не заверстывают, а если это необходимо, под иллюстрацию должно быть установлено не менее 5-6 строк. При заверстке иллюстраций обращают внимание на то, чтобы на оборот рисунков не попали таблицы, выводы, формулы и другой дополнительный текст.

Если иллюстрация по ширине меньше формата набора на 2-3 кв., она может быть заверстана в оборку, а при двухколонном наборе - в оборку с двух сторон (глухая верстка). Оборка допускается в том случае, если формат оборки при кегле набора 8 п больше 2 кв.; при кегле набора 10 п - больше 2,5 кв. и при кегле набора 12 п - больше 3 кв. При малых форматах набора (в портативных изданиях) допускается формат оборки 1,5 кв. Лучшей удобочитаемостью обладают строки оборки при кегле набора 8 п - 2,5 кв.; при кегле набора 10 п - от 3 до 3,25 кв.; при кегле набора 12 п - от 3,5 до 4 кв.

Если на полосе одна иллюстрация в оборку, то она устанавливается к наружному полю, вторая иллюстрация в оборку ставится к наружному или корешковому полю, при этом они должны быть разделены не менее, чем тремя полноформатными строками. При закрытой верстке иллюстрация располагается на оптической середине полосы. При заверстке в оборку необходимо соблюдать основное правило - строки оборки должны составлять прямоугольник, то есть не допускается, чтобы строка над иллюстрацией была концевой (неполной), а строка под иллюстрацией не должна быть абзацной. В оборке нельзя размещать рубрики. Иллюстрация отбивается от текста сверху на величину, равную кеглю шрифта основного текста, а сбоку от текста оборки - в пределах цицеро, так чтобы формат оборки был кратен цицеро.

Подрисуночная подпись отбивается от иллюстрации в пределах кегля основного набора, пробел между подписью и нижеследующим текстом должен быть несколько больше, чем между иллюстрацией и подписью.

Подписи под рисунки набираются шрифтом следующих кеглей:

  • при наборе основного текста кеглем 12 п - кеглем 10 п или 8 п;
  • при наборе основного текста кеглем 10 п - 8 п;
  • кеглем 8 п - 8 п.

В целом высота иллюстрации с подписью и отбивками от текста (окно для заверстки иллюстрации) должна быть кратна кеглю шрифта основного набора. Исходя из размера окна, можно рассчитать количество строк оборки, т.е. строк, набранных на меньший формат и расположенных сбоку от иллюстрации.

Для фигурных иллюстраций иногда делают ступенчатую оборку. При большом количестве иллюстраций малого формата их иногда заверстывают на отдельной полосе, заключая в общую рамку, что придает полосе законченный вид. Если набор и верстка выполняются по оригиналу-макету или по расчетному макету, то размер окна для заверстки иллюстраций с подписью или без нее определяется в донаборной стадии, также до набора рассчитывается формат и число строк оборки.

Все правила книжной верстки действительны и для журналов с одноколонным набором, некоторая специфика заключается в верстке многоколонного набора.

Верстка каждой колонки выполняется по рассмотренным правилам:

  • висячие строки не допускаются
  • правила заверстки формул и иллюстраций также соблюдаются

Дополнительными требованиями являются:

  • соблюдение горизонтальности строк основного текста по всем колонкам
  • выбор средника между колонками

Размер средника - 6, 12 или 24 п, иногда дополнительно для отбивки ставится прямая или узорная линейка, которая отбивается от текста с обеих сторон не более чем на 2 п.

Колонтитулы заверстываются на формат всей полосы и отбиваются от текста на размер средника.

Рубрики , относящиеся к тексту всех колонок, заверстывают в красную строку по отношению ко всему формату. При этом текст по содержанию делят на две части. Если рубрика размещена внутри текста, то расположенный после нее текст нового раздела переносят в другую колонку под рубрикой (рис. 2).

Рис. 2. Пример заверстки рубрик на общий формат полосы

Рубрики, относящиеся к тексту одной колонки, заверстывают, как в обычном одноколонном наборе, обращая внимание на то, чтобы рубрики в двух или нескольких смежных колонках не размещались на одной горизонтали.

Если иллюстрацию заверстывают поперек полосы на несколько колонок, текст из каждой колонки переходит в следующую через иллюстрацию (рис. 3).

Рис. 3. Пример заверстки иллюстрации при двухколонном наборе

Таблицы (выводы), заверстываемые на несколько колонок, не всегда могут пересекаться текстом, верстку в этом случае проводят в соответствии с указаниями издательства.

Формулы желательно размещать в отдельных колонках, прибегая при необходимости к переносу формул из строки в строку.

Сноски заверстывают внизу той колонки, где находится знак сноски, если сноска относится к заголовку или таблице, размещенным на формат нескольких колонок, то ее помещают под первой колонкой. Если формат колонок по ширине неодинаков, колонки разделяют линейками или орнаментальными строками.

Многоколонная верстка с заверсткой иллюстраций сложна, ее выполняют только по макету.

В зависимости от метода прохождения изданий в наборном цехе техническая документация к книжно-журнальной верстке может быть в виде :

  • оригинала, размеченного к набору и верстке;
  • размеченных отпечатков, предназначенных для первой корректуры;
  • макета (графического, расчетного, выклейного);
  • оригинала-макета.

Простые и усложненные тексты при безграничном методе верстают в основном по размеченному оригиналу . При наличии расчетного макета , который можно изготовить на стадии редактирования, верстка значительно облегчается.

В макете точно рассчитано число строк основного текста на полосе, указано окно для заверстки заголовков, таблиц, выводов, формул, иллюстраций, размер спуска в начальных полосах. В спецификации и оригинале указывается формат полос, отбивки, вид и кегль колонцифр и колонтитулов, кегль и расположение нормы и сигнатуры, вид заверстки заголовков и других элементов. В спецификации отмечаются также особые виды оформления .

Распечатки , предназначенные для корректуры, размечаются так же, как оригинал, но это уже более точный документ для верстки, чем размеченный оригинал. К размеченным распечаткам прикладывают расклейку с ксерокопий иллюстраций с необходимыми указаниями. Иногда к размеченным распечаткам прикладывают эскизные графические макеты. По размеченным распечаткам и по макету верстают усложненные тексты изданий.

Макетирование - это верстка, выполненная на бумаге. Наличие макета значительно облегчает верстку.

Макеты подразделяются на:

  • графические
  • выклейные
  • расчетные

Графический макет полосы вычерчивает технический редактор на специальных макетных листах, формат которых соответствует формату издания. На макете указывают точное расположение всех элементов полосы. Графический макет чаще всего применяют при верстке журналов, акцидентных форм и других композиционно сложных изданий.

Выклейной макет выполняется в издательстве на специальных бланках, соответствующих формату полос. Для выклейки используют распечатки или ксерокопии текста и ксерокопии иллюстраций. Выклейной макет нужен при верстке сложных изданий, содержащих разноформатные иллюстрации, таблицы, а также при многоколонной верстке, для монтажа.

Методика изготовления расчетного макета и программа "Макет" разработаны на кафедре технологии допечатных процессов МГУП. Для его изготовления составлена программа для ПЭВМ, что значительно упрощает и ускоряет процесс макетирования; кроме того, такой макет может быть составлен в донабор-ной стадии и служить не только для верстки, но и для набора особенно усложненных изданий. Использование расчетного макета также значительно упрощает изготовление выклейного макета (если это необходимо). Изготовление расчетного макета рассмотрено в параграфе 5.

Верстка полос по оригиналу-макету - наиболее простая операция, так как при изготовлении оригинала-макета предусматривается его построчное и постраничное совпадение с будущей наборной полосой. Но оригинал-макет в последнее время все реже используется для набора, а изготовление репродуцируемого оригинала-макета - это уже "компьютерный" набор, который должен выполняться с учетом всех правил набора, и верстка по необходимой документации (размеченному оригиналу и макету).

К любому из указанных видов документации прилагается издательская спецификация с указанием всех параметров набора и верстки.

Композиция газетной полосы.

Отдельные части газетной полосы имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций в газете.

Каждая газета начинается с заголовочной части . Основные ее элементы:

  1. Название газеты
  2. Название организации, выпускающей газету, помещаемое под названием газеты
  3. Календарные сведения и номер выпуска

Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы.

Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Текст названия может быть:

  • наборным
  • рисованным

Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.

Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.

Официальные материалы следуют за передовой статьей.

Подборка - материал однородный по теме; размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком - "шапкой" . Подборки могут быть:

  • тематическими
  • разнотемными

В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.

Окно - статья (рисунок), заверстанная в верхнем правом углу полосы. Окно отбивается от текста жирными линейками.

Фонарь - статья (рисунок), заверстанная в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой колонки должна быть больше ее ширины статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.

Подвал - статья, размещенная в нескольких или во всех колонках внизу полосы. Подвал отделяется от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.

Стояк - статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.

Уголок - статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

Чердак - крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку

Подверстка - материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ней не связанный.

Объявления заверстывают в зависимости от вида газеты.

Колонтитулы располагают либо сверху на весь формат полосы либо внизу зааверсткой в углу на формат одной колонки. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.

Оригинал и макет газетных полос.

В связи со сжатыми сроками производства газет допускаются оригиналы с небольшим процентом правки (телеграммы, информация телеграфных агенств и др.). Для каждой газеты составляют графики сдачи .

Оригинал, поступающий в набор, должен быть тщательно вычитан и размечен сокращения и условные обозначения должны быть унифицированы

На оригинале помечают время сдачи материала в производство. Первую страницу оригинала печатают на сопроводительном бланке, но при одновременном наборе нескольких газет, штамп с наименованием газеты, кегль набора, гарнитуру шрифта и формат набора ставят на каждой странице оригинала.

На первой странице многостраничного оригинала указывается обшее число страниц материала (например: 1-12, 1-16 и т п)

Каждая страница оригинала должна печататься с абзацного отступа. Заголовки размечаются с указанием:

  • гарнитуры, кегля и начертания шрифта
  • формата и заверстки загловоков

К оригиналу прилагается спецификация , в которой указывается название материала, расчетное число строк. Материал поступает в набор частями. Некоторые материалы поступают в процессе набора и верстки. Все оригиналы поступают в производство в соответствии с графиками разработанными редакцией совместно с типографией. Для правильного расположения и выделения материала составляют макет каждой газетной полосы, на котором точно рассчитано расположение текста всех статей, иллюстраций, заголовков и других элементов.

Макет изготавливается в редакции и поступает в производство чаще всего вместе с оригиналом. Макет может быть:

  • выклейным
  • графическим
  • расчетно-графическим

Выклейной макет с использованием распечаток текста и ксерокопий иллюстраций более нагляден, но требует предварительного набора текста всей полосы, что не нужно при современной технологии компьютерного набора и верстки.

Рис.4. Графический расчетный макет

При изготовлении графического макета (рис. 4) использует листы-бланки , на которых нанесены вертикальные линейки, делящие газетную полосу на нужное число колонок, и горизонтальные линии, соответствующие определенному числу газетных строк в зависимости от кегля набора. Размеры листа-бланка должны точно соответствовать размерам газетной полосы в определенном масштабе. В графическом макете хорошо видны все особенности размещения и оформления текстовых, иллюстрационных материалов и заголовков. Предварительный расчетный макет с использованием программы "Макет" облегчает изготовление графического макета.

Графический макет для определенной газеты может быть записан в библиотеку компьютера для постоянного использования.

Особенности технологии газетной верстки.

Первая особенность - сжатые сроки для верстки. Верстку выполняют строго по макету. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки полосные должны быть одинаковой длины.

Многие правила книжно-журнальной верстки приемлемы и для газетной. Исключение состоит в том, что необязательно выдерживать приводность строк , выдерживается лишь горизонтальная приводка строк в одной статье и приводка последних строк всех колонок, допустима разбивка отдельных абзацев на шпоны; допустимы переносы более, чем в пяти строках подряд; формат иллюстрации обычно равен одной или нескольким колонкам и др.

Некоторые правила верстки характерны только для газет:

  • линейки внутри статьи выравнивают по последней и первой строкам колонки, а линейки, разделяющие статьи, должны доходить до колонтитула и горизонтальных линеек, отделяющих подвал; в качестве разделительных чаще всего используют шестипунктовые тонкие линейки;
  • шапки и заголовки отбиваются от колонтитула на 10-12 п;
  • отбивка рубрик не зависит от условий приводности полос; заголовки от последующего текста отбиваются на 4-6 п, а от предыдущего - на 8-12 п, строки заголовка часто разбивают на шпоны;
  • текст статей, заключенных в рамки, отбивают от рамок на 2-4 п, а линейки рамки от текста смежных статей - на 4-8 п;
  • линейку над подвалом отбивают от текста подвала на 10 п, а от предыдущего текста - на 4-6 п;
  • в качестве знаков сносок используются звездочки, сноски заверстываются внизу колонки, к тексту которой относится сноска.

Газетные полосы, как правило, подвергаются большой правке после введения текста и в процессе верстки. Например, внесение новых информационных сведений может вызвать отступление от макета; возникает необходимость набора некоторых материалов другим шрифтом, на другой формат или выделить какой-либо текст иными графическими или текстовыми приемами. При этом часто возникает необходимость "вгонки"/"выгонки" строк, т.е. новый набор.

При печати газет офсетным способом нужны диапозитивы , которые можно получить выводом информации на лазерные экспонирущие автоматы. В этом случае имеют дело с монтажом газетной полосы , что значительно облегчает процесс изготовления печатных форм.



Понравилась статья? Поделитесь ей