Как компьютер обрабатывает информацию. Виды информации, обрабатываемые компьютером (числовая, символьная, графическая, звуковая) Компьютер обрабатывает самую разную информацию
Случай на экзамене.
Профессор.
Как работает трансформатор?
Студент.
У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у…
Мы давно уже привыкли к персональным . Включаем их и работаем, собственно говоря, ни мало не задумываясь над тем, как они устроены и как работают. Все это благодаря тому, что разработчики ПК и программного обеспечения к ним научились создавать надежные продукты, которые не дают нам повода лишний раз задуматься над устройством компьютера или обслуживающих его программ.
Тем не менее, вероятно, читателям блога небезынтересно узнать о принципах работы компьютера и программного обеспечения. Этому и будет посвящена серия статей, которые публикуются в рубрике «Как работает ПК».
Как работает ПК: часть 1. Обработка информации
Компьютер для автоматизации процессов обработки информации. Он устроен соответствующим образом, чтобы иметь все возможности для успешного выполнения своего предназначения.
Для того чтобы обрабатывать в компьютере информацию, с ней необходимо делать следующие основные операции:
– вводить информацию в компьютер:
Эта операция нужна для того, чтобы компьютеру было что обрабатывать. Без возможности ввода информации в компьютер он становится как бы вещью в себе.
– хранить введенную информацию в компьютере:
Очевидно, что если дать возможность вводить информацию в компьютер, то надо и иметь возможность эту информацию в нем хранить, и затем использовать в процессе обработки.
– обрабатывать введенную информацию:
Здесь надо понимать, что для обработки введенной информации нужны определенные алгоритмы обработки, иначе ни о какой обработке информации речи быть не может. Компьютер должен быть снабжен такими алгоритмами и должен уметь их применять к вводимой информации с тем, чтобы «правильно» преобразовывать ее в выходные данные.
– хранить обработанную информацию ,
Так же как и с хранением введенной информации, в компьютере должны храниться результаты его работы, результаты обработки входных данных с тем, чтобы в дальнейшем ими можно было бы воспользоваться.
– выводить информацию из компьютера :
Эта операция позволяет вывести результаты обработки информации в удобочитаемом для пользователей ПК виде. Понятно, что данная операция дает возможность воспользоваться результатами обработки информации на компьютере, иначе эти результаты обработки так и остались бы внутри компьютера, что сделало бы их получение совершенно бессмысленным.
Самое важное умение компьютера – это обработка информации, так как его прелесть как раз и состоит в том, что он может информацию преобразовывать. Все устройство компьютера обусловлено требованием обработки информации в кратчайшие сроки, наиболее быстрым способом.
Под обработкой информации на компьютере можно понимать любые действия, которые преобразуют информацию из одного состояния в другое. Соответственно, компьютер имеет специальное устройство, называемое , которое предназначено исключительно для чрезвычайно быстрой обработки данных, со скоростями, доходящими до миллиардов операций в секунду.
Процессор
Требуемые для обработки данные процессор получает (берет) из – от устройства, предназначенного для временного хранения как входных, так и выходных данных. Там же в оперативной памяти находится и место для хранения промежуточных данных, формируемых в процессе обработки информации. Таким образом, процессор как получает данные из оперативной памяти, так и записывает обработанные данные в оперативную память.
Оперативная память (ОЗУ)
Наконец, для ввода и вывода данных к компьютеру подключаются , которые позволяют вводить информацию, подлежащую обработке, и выводить результаты этой обработки.
Внешний винчестер, внешнее DVD-устройство, флешка, клавиатура, мышь
Процессор и оперативная память работают с одинаково большой скоростью. Как уже говорилось выше, скорость обработки информации может составлять многие миллионы и миллиарды операций в секунду. Никакое внешнее устройство ввода и вывода информации не может работать на таких скоростях.
Поэтому для их подключения в компьютере предусмотрены специальные контроллеры устройств ввода-вывода . Их задача состоит в том, чтобы согласовать высокие скорости работы процессора и оперативной памяти с относительно низкими скоростями ввода и вывода информации.
Эти контроллеры подразделяются на специализированные, к которым могут быть подключены только специальные устройства, и универсальные. Примером специализированного устройства контроллера служит, например, видеокарта, которая предназначена для подключения к компьютеру монитора.
Универсальный – значит пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции. Давайте вспомним Компьютер – универсальная машина для работы с информацией в самых разных видах человеческой деятельности. !! Обработка информации Передача информации Хранение информации
Наука информатика занимается изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации. Давайте вспомним Данными называют самую разнообразную информацию, представленную в форме, пригодной для обработки компьютером. Компьютер обрабатывает данные по заданным программам. !!
Аппаратное обеспечение ПК Основные устройства Системный блок Монитор Клавиатура Дополнительные устройства Устройства ввода Устройства вывода Устройства хранения Устройства передачи Минимально необходимый комплект для работы пользователя Расширяет возможности пользователя Устройства ПК Компьютер (вычислитель) – электронная машина для работы с информацией
Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, оперативную память, жёсткий диск, блок питания и другие составляющие. Как устроен компьютер ПроцессорПроцессор Долговременная память память (жесткий диск) Долговременная память память (жесткий диск) Оперативная память Блок питания Другие составляющие
НЖМД (винчестер) НГМД CD и DVD-ROM CD и DVD-RW Флэш-память Съемные диски Карты памяти Устройства памяти и обработки ВНУТРЕННЯЯВНЕШНЯЯ долговременная Оперативная память (ОЗУ - RAM) Постоянная память (ПЗУ - ROM) Кэш-память ОБРАБОТКА Процессор Память состоит из ячеек одинакового размера (1 байт = 8 бит). Каждая ячейка памяти имеет свой уникальный адрес.
Самое главное Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер универсальная машина для работы с информацией. В аппаратном обеспечении компьютера различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации. Устройства ввода информации это клавиатура, мышь, сканер, микрофон и др. Устройство обработки информации процессор. Устройства хранения информации оперативная память, внешняя память на жёстких дисках. Устройства вывода информации монитор, принтер, акустические колонки.
Информация Сведения об интересующем нас предмете Компьютер Универсальное програмноуправляемое устройство для обработки информации Процессор Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера Оперативная память Информация в этой памяти находится только во время работы компьютера Жесткий диск Используется для длительного хранения информации Клавиатура Устройство для ввода информации путем нажатия клавиш Монитор Устройство визуального отображения информации Мышь Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации Принтер Устройство для печати информации на бумаге Данные Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером Аппаратное обеспечение Совокупность всех устройств компьютера Вопросы и задания?? 15 стр. 14
Найдите и зачеркните «лишнее» устройство в каждой группе. Вопросы и задания?? Графопостроитель Джойстик Принтер Монитор Графопостроитель Джойстик Принтер Монитор Сканер Клавиатура Монитор Микрофон Сканер Клавиатура Монитор Микрофон Клавиатура Мышь Сканер Акустические колонки Клавиатура Мышь Сканер Акустические колонки Принтер Монитор Сканер Наушники Принтер Монитор Сканер Наушники Проверка 17 стр. 15
Вот мы уже познакомились с устройством компьютера… Но так и не поняли главного – как именно он работает? На каком языке общается с человеком? Как удается ему понимать и обрабатывать столько разной информации – текст, картинки, звуки?
Человеку это удается просто – мы даже не задумываемся, как именно наш мозг справляется со всеми этими видами информации. Но ведь компьютер – не человек. Ни глаз, ни ушей у него нет, нет и мозга – в привычном нам значении этого слова. Думать, рассуждать компьютер не может. А значит, нужно как-то переводить все информацию, которую мы «скармливаем» нашему компьютеру, на понятный ему язык.
А понимает компьютер только один язык – цифровой! А в его азбуке нет букв – одни цифры – не зря же компьютерный язык называют еще и «цифровым». Да и цифр немного – всего две: 0 и 1.
Хорошая азбука, что и говорить! Такую даже первоклассник выучит за секунду… Да только мала - много ли слов составишь из ее «букв»?
Немного. Но для компьютера - вполне достаточно. «Слова» эти, в отличие от человеческого языка, одинаковы по длине, в каждом из них - ровно восемь знаков. И выглядят эти «слова» вот так:
10101000 10001111 10000110
Такая система счета называется «двоичной» - именно потому, что основана она всего на двух цифрах. Но благодаря ей можно описать все, что угодно: каждое двоичное «слово» может обозначать не только цифры, но и буквы…
Вот в бесконечный ряд этих «слов» и превращается вся информация, которая поступает в компьютер. И именно в таком виде она хранится и обрабатывается - а затем, когда это нужно человеку, снова превращается в привычные звуки, буквы, картинки…
Почему был выбран именно такой, не самый удобный и практичный «алфавит»? Причина проста: ведь вся информация в компьютере переносится электрическим током - точно так же, как кровь разносит кислород по всему нашему телу. А какой самый простой способ заставить ток передавать информацию? Либо дать ему доступ к какому-то важному участку, либо нет. Если сигнал есть - мы получаем единицу. Нет тока - понятное дело, перед нами ноль. Если бы мы захотели заложить в компьютерный алфавит большее количество сигналов, нам пришлось бы проделывать с электрическим током более сложные операции - например, постоянно менять напряжение. А так все удобно и просто - либо сигнал есть, либо его нет!
Конечно, двоичные числа иногда кажутся громоздкими – например, число 254 в двоичной системе выглядит так:
11111110
Но это только кажется. И вот тебе очень простой, но впечатляющий фокус для ваших знакомых. Как ты думаешь, сколько числе можно показывать с помощью пальцев рук? Тебе кажется – десять? А вот и не угадали: в двоичной системе с помощью десяти пальцев ты сможешь показать 1024 числа – любое число от 0 до 1023!
0 на двоичном языке – это 0000000000
1023 – 1111111111
Нетрудно догадаться, что двоичный «ноль» будет соответствовать согнутому пальцу, а единица-разогнутому!
Точно так же ты сможешь доказать, что число 4 и 100 – это одно и то же. И это правда – если число 4 принадлежит к нашей, десятичной системе, а 100 – к двоичной.
Почти в каждом доме есть компьютер и даже не один, а несколько. Но мало кто понимает, как компьютер обрабатывает информацию и понимает нас. Если вы недавно закончили школу или еще учитесь, то на уроках информатики наверняка проходили эту тему, а вот более старшее поколение этого наверняка не знает и даже не задумывается о том, что «разговаривает» с компьютером на языке цифр в двоичной системе исчисления.
Вся цифровая информация передается в битах. Бит – это единица информации, которую понимает компьютер. Все, что мы делаем на компьютере переводится в специальный двоичный код , который состоит из 0 и 1. Если есть сигнал, то это 1, если сигнала нет, то это 0. Для компьютера это не числа, а сигналы. Есть сигнал, нет сигнала. Любую цифру компьютер понимает по своему – в двоичной системе.
0 — 0 (ноль)
1 — 1 (один)
2 — 10 (один-ноль) (одна единица второго разряда)
3 — 11 (один-один)
4 — 100 (один-ноль-ноль) (одна единица третьего разряда
5 — 101 (один-ноль-один)
6 — 110 (один-один-ноль)
7 — 111 (один-один-один)
8 — 1000 (один-ноль-ноль-ноль) (одна единица четвертого разряда)
9 — 1001 (один-ноль-ноль-один)
10 – 1010 (один-ноль-один-ноль)
Если вы хотите понять язык компьютера, необходимо изучить двоичную систему исчисления.
Нули и единицы в компьютере называют битами , а группы из восьми битов называют байтами .
В один байт можно записать число от 0 до 255.
В двух байтах можно записать число от 0 до 65535.
В трех байтах можно записать число от 0 до 16 миллионов.
Например,
число 2000 = 00000111 11010000
записывается в двух байтах, по 8 битов в каждом.
С числами более-менее понятно, а как же компьютер понимает текст?
Любые буквы компьютер переводит в числа. Превратив букву в число, компьютер превращает число в сигналы и записывает их, как и числа, — битами, из которых собираются байты:
А – 192 – 11000000
Б – 193 — 11000001
В – 194 – 11000010
Г – 195 — 11000011
Полная таблица кодов русского алфавита Ascii
Нажимая на клавишу клавиатуры вы даете компьютеру сигнал в двоичной системе исчисления, (каждой клавише соответствует свой код). Он понимает ее и при помощи специальной программы переводит этот сигнал в понятный для нас символ и выводит его на монитор. Грубо говоря, получается, что клавиатура служит переводчиком между нами и компьютером.
Тоже самое происходит и с графической информацией. Для того, чтобы сохранить картинку и работать с ней на компьютере, ее необходимо превратить в сигналы, т.е. оцифровать . Для этой цели можно воспользоваться или цифровым фотоаппаратом или видеокамерой.
Каждая точка имеет свой код:
Черная точка: 0, 0, 0;
Белая точка: 255, 255, 255;
Коричневая: 153, 102, 51;
И т. д. У каждого цвета – свой шифр (цветовой код).
Таблица
соответствия цветов их шестнадцатиричным
RGB-составляющим
.
Русское название |
In English |
Код / Сode |
Белоснежный | Snow |
FFFAFA |
Призрачно-белый | Ghostwhite |
F8F8FF |
Белый-антик | Antique White |
FAEBD7 |
Кремовый | Cream |
FFFBF0 |
Персиковый | Peachpuff |
FFDAB9 |
Белый-навахо | Navajo White |
FFDEAD |
Шелковый оттенок | Cornsilk |
FFF8DC |
Слоновая кость | Ivory |
FFFFF0 |
Лимонный | Lemon Chiffon |
FFFACD |
Морская раковина | Seashell |
FFF5EE |
Медовый | Honeydew |
F0FFF0 |
Лазурный | Azure |
F0FFFF |
Бледно-лиловый | Lavender |
E6E6FA |
Голубой с красным отливом | Lavender Blush |
FFF0F5 |
Тускло-розовый | Misty Rose |
FFE4E1 |
Белый | White (*) |
FFFFFF |
Черный | Black (*) |
000000 |
Тускло-серый | Dim Gray |
696969 |
Синевато-серый | Slate Gray |
708090 |
Грифельно-серый | Light Slate Gray |
778899 |
Серый | Gray |
BEBEBE |
Светло-серый | Light Gray |
C0C0C0 |
Серый нейтральный | Medium Gray |
A0A0A4 |
Темно-серый | Dark Gray |
808080 |
Полуночно-синий | Midnight Blue |
191970 |
Темно-синий | Navy (*), Dark Blue |
000080 |
Васильковый | Cornflower |
6495ED |
Грифельно-синий | Slate Blue |
6A5ACD |
Светлый грифельно-синий | Light Slate Blue |
8470FF |
Голубой королевский | Royal Blue |
4169E1 |
Синий | Blue |
0000FF |
Небесно-голубой | Sky Blue |
87CEEB |
Небесно-голубой светлый | Light Sky Blue |
87CEFA |
Синий со стальным оттенком |
Steel Blue |
4682B4 |
Голубой со стальным оттенком |
Light Steel Blue |
B0C4DE |
Светло-синий | Light Blue |
A6CAF0 |
Синий с пороховым оттенком |
Powder Blue |
B0E0E6 |
Бледно-бирюзовый | Pale Turquoise |
AFEEEE |
Бирюзовый | Turquoise |
40E0D0 |
Зеленовато-голубой | Cyan (*) |
00FFFF |
Светлый циан | Light Cyan |
E0FFFF |
Темный циан | Dark Cyan |
008080 |
Серо-синий | Cadet Blue |
5F9EA0 |
Аквамарин | Aquamarine |
7FFFD4 |
Цвет морской волны | Seagreen |
54FF9F |
Цвет морской волны, светлый |
Light Seagreen |
20B2AA |
Бледно-зеленый | Pale Green |
98FB98 |
Весенне-зеленый | Spring Green |
00FF7F |
Зеленая лужайка | Lawn Green |
7CFC00 |
Зеленый | Green (*) |
00FF00 |
Средне-зеленый | Medium Green |
C0DCC0 |
Темно-зеленый | Dark Green |
008000 |
Зеленовато-желтый | Chartreuse |
7FFF00 |
Зелено-желтый | Green Yellow |
ADFF2F |
Лимонно-зеленый | Lime Green |
32CD32 |
Желто-зеленый | Yellow Green |
9ACD32 |
Зеленый лесной | Forest Green |
228B22 |
Хаки | Forest Green |
F0E68C |
Бледно-золотистый | Pale Goldenrod |
EEE8AA |
Светло-желтый золотистый | Light Goldenrod Yellow |
FAFAD2 |
Светло-желтый | Light Yellow |
FFFFE0 |
Желтый | Yellow (*) |
FFFF00 |
Темно-желтый | Dark Yellow |
808000 |
Золотой | Gold |
FFD700 |
Светло-золотистый | Light Goldenrod |
FFEC8B |
Золотистый | Goldenrod |
DAA520 |
Желтоватый | Burly Wood |
DEB887 |
Розово-коричневый | Rosy Brown |
BC8F8F |
Кожано-коричневый | Saddle Brown |
8B4513 |
Охра | Sienna |
A0522D |
Бежевый | Beige |
F5F5DC |
Пшеничный | Wheat |
F5DEB3 |
Рыжевато-коричневый | Tan |
D2B48C |
Шоколадный | Chocolate |
D2691E |
Кирпичный | Firebrick |
B22222 |
Коричневый | Brown |
A52A2A |
Сомон | Salmon |
FA8072 |
Светлый сомон | Light Salmon |
FFA07A |
Оранжевый | Orange |
FFA500 |
Коралловый | Coral |
FF7F50 |
Коралловый светлый | Light Coral |
F08080 |
Оранжево-красный | Orange Red |
FF4500 |
Красный | Red (*) |
FF0000 |
Темно-красный | Dark Red |
800000 |
Теплый розовый | Hot Pink |
FF69B4 |
Розовый | Pink |
FFC0CB |
Светло-розовый | Light Pink |
FFB6C1 |
Красно-фиолетовый бледный | Pale Violet Red |
DB7093 |
Темно-бордовый | Maroon (*) |
B03060 |
Красно-фиолетовый | Violet Red |
D02090 |
Фуксин | Magenta (*) |
FF00FF |
Фуксин темный | Dark Magenta |
800080 |
Фиолетовый | Violet |
EE82EE |
Темно-фиолетовый | Plum |
DDA0DD |
Орсель | Orchid |
DA70D6 |
Фиолетово-синий | Blue Violet |
8A2BE2 |
Пурпурный | Purple |
A020F0 |
Если каждый цвет передавать тремя байтами, то можно зашифровать более 16 миллионов цветов.
Звук и видеоинформация тоже оцифровывается, и переводится в биты и байты. Для этого служит .
Вот таким образом компьютер понимает нас и обрабатывает всю информация. Весь мир вокруг состоит из цифр и сигналов.
Глава 1. Функции компьютера
Структура и функции компьютера, если рассматривать их на самом верхнем уровне абстракции, по существу довольно просты.
В самом общем смысле таких функций всего четыре:
Обработка данных;
Хранение данных;
Перемещение данных;
Управление.
На рис. 1.1 представлены базовые функции, которые выполняет компьютер.
ОПЕРАЦИОННАЯ СРЕДА (источники и приемники данных)
Рис. 1.1. Базовые функции компьютера
Компьютер, естественно, в первую очередь обязан обрабатывать данные , которые могут принимать самые разные формы, а диапазон выполняемых операций по их обработке также может быть очень широк. Однако, как будет показано ниже, все разнообразие операций может быть сведено к немногим базовым типам или методам обработки.
Существенное место занимает и функция хранения данных . Даже если компьютер обрабатывает данные на ходу, т.е. по мере их поступления из внешней среды, причем результат также немедленно отправляется получателю, компьютер должен обладать способностью, хотя бы временно, хранить промежуточные результаты и фрагменты данных, которые обрабатываются в текущий момент времени. Таким образом, компьютер должен выполнять функцию хранения данных хотя бы и на короткое время. Но в большинстве случаев этого недостаточно. От компьютера чаще всего требуется выполнение функции долговременного хранения данных, которые могут обрабатываться или обновляться по мере необходимости.
Компьютер должен также обладать способностью перемещать данные , причем в обе стороны, т.е. получать первичные данные из внешней среды и отправлять результаты обработки внешним абонентам. Среда, в которой "живет" компьютер, состоит из устройств, играющих либо роль источников данных, либо роль приемников информации. Процесс перемещения данных между компьютером и внешней средой принято называть процессом ввода-вывода , а устройства, входящие в состав операционной среды, - периферийными устройствами (или устройствами ввода-вывода). Когда данные передаются на большое расстояние, т.е. выполняется обмен данными с удаленными устройствами, этот процесс принято называть передачей данных .
И, наконец, все эти три функции должны выполняться в определенной последовательности, т.е. от компьютера требуется еще и выполнение функции управления . В конечном счете, функция управления, в основном, ложится на плечи того, кто снабжает компьютер последовательностью команд - программы. В самом же компьютере функция управления сводится к распределению ресурсов и "дирижированию" выполнением других функций в процессе выполнения команд, заданных программой.
На этом, самом общем, уровне анализа множество операций, выполняемых в компьютере, можно разделить на ограниченное число видов. На рис. 1.2 схематически показаны четыре основных вида операций.
Рис. 1.2. Основные типы операций в компьютере:
а - перемещения данных от одного абонента к другому;
б - хранение данных; в, г - преобразование данных.
Компьютер может работать как устройство перемещения данных от одного абонента к другому (рис.1.2,а), причем данные передаются без изменения смысла содержащейся в них информации.
Второй вариант - компьютер функционирует как устройство хранения данных (рис. 1.2,6), обеспечивая циркуляцию информации в обе стороны между периферийными устройствами и средствами выполнения функции хранения (т.е. данные записываются в компьютер или считываются из компьютера).
Последние два варианта включают обработку (преобразование) данных - преобразуемые данные либо извлекаются из хранилища, и туда же отправляются результаты (рис. 1.2,в), либо данные поступают из внешней среды, а результаты отправляются в хранилище (рис.1.2, г).
Приведенные рассуждения могут показаться слишком уж абстрактными, обобщенными настолько, что не имеют никакого практического применения. Но это не так - даже на верхнем уровне абстрагирования можно было бы более подробно дифференцировать его функции.
Возможности подстройки конфигурации компьютера под перечень выполняемых функций очень ограничены. Основная тому причина - компьютер по самой своей природе ориентирован на выполнение самых разнообразных задач, а потому практически вся его специализация проявляется на стадии программирования, а не на стадии проектирования.
На рис. 1.3 в самом общем виде представлен компьютер в его отношениях с внешним миром. Компьютер является объектом, способным некоторым образом взаимодействовать с внешней по отношению к нему средой через связи, которые можно разделить на две группы - связи с локальным периферийным оборудованием и связи для передачи данных на большое расстояние. В дальнейшем внимание, в основном, будет сосредоточено на внутренней структуре компьютера.
Рис. 1.3. Компьютер как элемент информационной среды
На рис. 1.4 в самом общем виде представлена внутренняя структура компьютера.
Рис. 1.4. Внутренняя структура компьютера
Основные компоненты структуры компьютера:
процессор - управляет функционированием всей системы и выполняет функции обработки информации.
оперативная память - хранит программы и всю информацию, необходимую для ихвыполнения.
устройства ввода-вывода - перемещают данные между компьютером и внешним миром.