Контакты

C использование аргумента main. Необязательные и именованные аргументы. Отладка программы с аргументами командной строки

Теги: Параметры командной строки

Параметры командной строки

С и - компилируемый язык. После сборки программа представляет собой исполняемый файл (мы не рассматриваем создание динамических библиотек, драйверов и т.д.). Наши программы очень простые и не содержат библиотек времени выполнения (Runtime libraries), поэтому могут быть перенесены на компьютер с такой же операционной системой (и подобной архитектурой) и там запущены.

Программа во время запуска может принимать параметры. Они являются аргументами функции main. Общий вид функции main следующий

Void main(int argc, char **argv) { ... }

Первым аргументом argc является число переданных функции параметров. Второй аргумент – массив строк – собственно сами параметры. Так как параметры у функции могут быть любыми, то они передаются как строки, и уже сама программа должна их разбирать и приводить к нужному типу.

Первым аргументом (argv) всегда является имя программы. При этом имя выводится в зависимости от того, откуда была запущена программа.

#include #include void main(int argc, char **argv) { printf("%s", argv); }

Теперь научимся немного работать с командной строкой. Это понадобится для того, чтобы передавать аргументы нашей программе. Сочетание клавиш Win+R вызывает окно "Выполнить". Наберите в нём cmd и вы откроете командную строку. Также можно найти cmd.exe поиском в меню Пуск. В юникс-подобных операционных системах можно вызвать программу "терминал".

Мы не будем изучать сколько-нибудь много команд. Только те, которые понадобятся в работе.

Стандартная для всех операционных систем команда cd осуществляет переход к нужной папке. Существует два зарезервированных имени - . (точка) и.. (две точки). Точка - это имя текущей папки.

Никуда не переходит

Обращение к родительской папке

Переход в родительскую папку

Для перехода по нужному пишется cd адрес. Например, нужно перейти на windows в папку C:\Windows\System32

Cd C:\Windows\System32

В линуксе если нужно перейти в папку /var/mysql

Cd /var/mysql

Если путь содержит пробелы, то он пишется в двойных кавычках

Cd "D:\Docuents and Settings\Prolog"

Терминал имеет следующие полезные особенности: если нажать стрелку вверх, по появится предыдущая выполненная команда. Если нажать tab, то терминал попытается дополнить строку до известной ему команды, или дополнить путь, перебирая все папки и файлы в текущей папке.
Наберите cd C:\
нажимайте tab и смотрите, что происходит.

Ещё одна важная команда dir на windows и ls на linux, выводит на консоль содержимое текущей папки (той папки, в которой вы находитесь в данный момент)

Ваша программа вернула своё полное имя. Перейдите в папку, где располагается ваша программа и посмотрите её содержимое


Теперь, после того, как мы перешли в нашу папку, можно выполнить нашу программу. Для этого наберите её имя.


Заметьте - имя изменилось. Так как программа вызывается из своей папки, то выводится относительно имя. Теперь изменим программу и сделаем так, чтобы она выводила все аргументы. которые ей переданы.

#include #include void main(int argc, char **argv) { int i; for (i = 0; i < argc; i++) { printf("%s\n", argv[i]); } }

Соберите проект. Перед сборкой убедитесь, что программа закрыта. Теперь вызовите программу, передав ей разные аргументы. Для этого напишите имя программы и через пробел аргументы


Давайте теперь напишем программу, которая получает два аргумента числа и выводит их сумму

#include #include #include void main(int argc, char **argv) { int a, b; if (argc != 3) { printf("Error: found %d arguments. Needs exactly 2", argc-1); exit(1); } a = atoi(argv); b = atoi(argv); printf("%d", a + b); }

Соберём и вызовем


Таким образом работает большинство программ. Кликая на ярлык, вы вызываете программу, на которую он ссылается. Большинство программ также принимают различные аргументы. Например, можно вызвать браузер firefox из командной строки и передать аргументы
firefox.exe "www.mozilla.org" "сайт" и он сразу же откроет в двух вкладках сайты по указанным адресам.

Многие стандартные команды также имеют параметры. В windows принято, что они начинаются с прямого слеша, в юниксе с минуса или двух минусов. Например

Выводит только папки, а в терминале linux

Ls -l выводит все файлы и папки с указанием атрибутов

Для просмотра дополнительных команд windows наберите в командной строке help или смотрите руководство (его легко найти в интернете). Для линукса команд и их опций гораздо больше, а некоторые из них являются самостоятельными языками программирования, так что стоит выучить хотя бы минимальный набор и их опции.

Бывает, что данные в программу передаются из командной строки при ее вызове. Такие данные называются аргументами командной строки. Выглядит это так, например:

./a.out test.txt ls -lt /home/peter/

Здесь вызываются программы a.out (из текущего каталога) и ls (из одного каталога, указанного в переменной окружения PATH). Первая программа из командной строки получает одно слово - test.txt, вторая - два: -lt и /home/peter/.

Если программа написана на языке C, то при ее запуске управление сразу передается в функцию main() , следовательно, именно она получает аргументы командной строки, которые присваиваются ее переменным-параметрам.

До этого мы определяли функцию main() так, как-будто она не принимает никакие параметры и ничего не возвращает. На самом деле в языке C любая функция по-умолчанию (если не определено ничего иного) возвращает целое число. В этом можно убедиться. Если записать код таким образом:

main() { printf ("Hi\n " ) ; return 0 ; }

То никакого предупреждения или ошибки при компиляции не возникнет. То же самое будет, если записать int main() . Это доказывает, что функция по-умолчанию возвращает целое число, а не ничто (void). Хотя то, что возвращает функция всегда можно "переопределить", например, voidmain() или float main() .

При вызове программы из командной строки в нее всегда передается пара данных:

  1. целое число , обозначающее количество слов (элементов, разделенных пробелами) в командной строке при вызове,
  2. указатель на массив строк , где каждая строка - это отдельное слово из командной строки.

Следует иметь в виду, что само имя программы также считается. Например, если вызов выглядит так:

./a.out 12 theme 2

То первый аргумент программы имеет значение 4, а массив строк определяется как {"./a.out", "12", "theme", "2"}.

Обратите внимание на терминологию, есть всего два аргумента программы (число и массив), но сколько угодно аргументов командной строки. Аргументы командной строки "преобразуются" в аргументы программы (в аргументы функции main()).
Эти данные (число и указатель) передаются в программу даже тогда, когда она просто вызывается по имени без передачи в нее чего-либо: ./a.out. В таком случае первый аргумент имеет значение 1, а второй указывает на массив, состоящий всего из одной строки {"./a.out"}.

То, что в программу передаются данные, вовсе не означает, что функция main() должна их принимать. Если функция main() определена без параметров, то получить доступ к аргументам командной строки невозможно. Хотя ничего вам не мешает их передавать. Ошибки не возникнет.

Чтобы получить доступ к переданным в программу данным, их необходимо присвоить переменным. Поскольку аргументы сразу передаются в main() , то ее заголовок должен выглядеть таким образом:
main (int n, char *arr)

В первой переменной (n) содержится количество слов, а во второй - указатель на массив строк. Часто второй параметр записывают в виде **arr . Однако это то же самое. Вспомним, что сам массив строк, содержит в качестве своих элементов указатели на строки. А в функцию мы передаем указатель на первый элемент массива. Получается, что передаем указатель на указатель, т.е. **arr .

Задание
Напишите такую программу:

#include int main(int argc, char ** argv) { int i; printf ("%d\n " , argc) ; for (i= 0 ; i < argc; i++ ) puts (argv[ i] ) ; }

Она выводит количество слов в командной строке при ее вызове и каждое слово с новой строки. Вызовите ее без аргументов командной строки и с аргументами.

В программе мы использовали переменные-параметры argc и argv. Принято использовать именно такие имена, но на самом деле они могут быть любыми. Лучше придерживаться этого стандарта, чтобы ваши программы были более понятны не только вам, но и другим программистам.

Практическое значение передачи данных в программу

Если у вас есть опыт работы в командной строке GNU/Linux, вы знаете, что у большинства команд есть ключи и аргументы. Например, при просмотре содержимого каталогов, копировании, перемещении в качестве аргументов указываются объекты файловой системы, над которыми выполняется команда. Особенности ее выполнения определяются с помощью ключей. Например, в команде

Cp -r ../les_1 ../les_101

cp - это имя команды, -r - ключ, а../les_1 и../les_101 - аргументы команды.

Вообще чаще всего в программы при их запуске передаются адреса файлов и "модификаторы" (это ключи) процесса выполнения программы.

Напишем программу, которая открывает указанные пользователем в командной строке файлы на запись или добавление и записывает (добавляет) туда одну и туже информацию, которую пользователь вводит с клавиатуры в процессе выполнения программы:

#include #include main (int argc, char ** argv) { int i, ch; FILE * f[ 5 ] ; if (argc < 3 || argc > 7 ) { puts ("Неверное количество параметров" ) ; return 1 ; } if (strcmp (argv[ 1 ] , "-w" ) != 0 && strcmp (argv[ 1 ] , "-a" ) != 0 ) { puts ("Первый параметр может быть либо -w, либо -a" ) ; return 2 ; } for (i= 0 ; i < argc- 2 ; i++ ) { f[ i] = fopen (argv[ i+ 2 ] , argv[ 1 ] + 1 ) ; if (f[ i] == NULL) { printf ("Файл %s нельзя открыть\n " , argv[ i+ 2 ] ) ; return 3 ; } } while ((ch = getchar () ) != EOF) for (i= 0 ; i < argc- 2 ; i++ ) putc (ch, f[ i] ) ; for (i= 0 ; i < argc- 2 ; i++ ) fclose (f[ i] ) ; return 0 ; }

Пояснения к коду:

  1. Создается массив из пяти файловых указателей. Следовательно можно одновременно открыть не более пяти файлов. Файловый указатель первого файла будет хранится в элементе массива f, второго - в f и т.д.
  2. Проверяется количество аргументов командной строки. Их должно быть не меньше трех, т.к. первый - это имя программы, второй - режим открытия файла, третий - первый или единственный файл, в который будет производится запись. Поскольку программа позволяет открыть только пять файлов, то общее число аргументов командной строки не может быть больше семи. Поэтому если количество аргументов меньше 3 или больше 7, то программа завершается, т.к. оператор return приводит к выходу из функции, даже если после него есть еще код. Возвращаемое из функции значение неравное 0, может быть интерпретировано родительским процессом, как сообщение о том, что программа завершилась с ошибкой.
  3. Проверяется корректность второго аргумента командной строки. Если он не равен ни "-w", ни "-a", то условное выражение во втором if возвращает 1 (true). Функция strcmp() позволяет сравнивать строки и возвращает 0 в случае их равенства.
  4. В цикле for открываются файлы по указанным адресам, которые начинаются с третьего элемента массива argv. Именно поэтому к i прибавляется 2, чтобы получать элементы массива argv, начиная с третьего. Выражение argc-2 указывает на количество переданных имен файлов; т.к. в argc хранится общее число аргументов командной строки, первые два из которых не являются именами файлов.
  5. Выражение argv+1 позволяет "вырезать" из строки "-w" (или "-a") подстроку "w" (или "a"), т.к. argv по сути указатель на первый элемент строки. Прибавляя к указателю единицу, мы смещаем его к следующему элементу массива.
  6. Если файл отрыть не удается, то функция fopen() возвращает NULL. В таком случае программа завершается.
  7. Каждый символ, введенный пользователем с клавиатуры, записывается во все открытые файлы.
  8. В конце файлы закрываются.

Необязательные и именованные аргументы

Необязательные аргументы

В версии C# 4.0 внедрено новое средство, повышающее удобство указания аргументов при вызове метода. Это средство называется необязательными аргументами и позволяет определить используемое по умолчанию значение для параметра метода. Данное значение будет использоваться по умолчанию в том случае, если для параметра не указан соответствующий аргумент при вызове метода. Следовательно, указывать аргумент для такого параметра не обязательно. Необязательные аргументы позволяют упростить вызов методов, где к некоторым параметрам применяются аргументы, выбираемые по умолчанию. Их можно также использовать в качестве "сокращенной" формы перегрузки методов .

Главным стимулом для добавления необязательных аргументов послужила необходимость в упрощении взаимодействия с объектами СОМ. В нескольких объектных моделях Microsoft (например, Microsoft Office) функциональность предоставляется через объекты СОМ, многие из которых были написаны давно и рассчитаны на использование необязательных параметров.

Пример использования необязательных аргументов показан ниже:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { // Аргументы b и с указывать при вызове необязательно static int mySum(int a, int b = 5, int c = 10) { return a + b + c; } static void Main() { int sum1 = mySum(3); int sum2 = mySum(3,12); Console.WriteLine("Sum1 = "+sum1); Console.WriteLine("Sum2 = "+sum2); Console.ReadLine(); } } }

Следует иметь в виду, что все необязательные аргументы должны непременно указываться справа от обязательных. Помимо методов, необязательные аргументы можно применять в конструкторах, индексаторах и делегатах.

Преимущество необязательных аргументов заключается, в частности, в том, что они упрощают программирующему обращение со сложными вызовами методов и конструкторов. Ведь нередко в методе приходится задавать больше параметров, чем обычно требуется. И в подобных случаях некоторые из этих параметров могут быть сделаны необязательными благодаря аккуратному применению необязательных аргументов. Это означает, что передавать нужно лишь те аргументы, которые важны в данном конкретном случае, а не все аргументы, которые в противном случае должны быть обязательными. Такой подход позволяет рационализировать метод и упростить программирующему обращение с ним.

Именованные аргументы

Еще одной функциональной возможностью, которая добавилась в C# с выходом версии.NET 4.0, является поддержка так называемых именованных аргументов (named arguments) . Как известно, при передаче аргументов методу порядок их следования, как правило, должен совпадать с тем порядком, в котором параметры определены в самом методе. Иными словами, значение аргумента присваивается параметру по его позиции в списке аргументов.

Данное ограничение призваны преодолеть именованные аргументы. Именованный аргумент позволяет указать имя того параметра, которому присваивается его значение. И в этом случае порядок следования аргументов уже не имеет никакого значения. Таким образом, именованные аргументы в какой-то степени похожи на упоминавшиеся ранее инициализаторы объектов, хотя и отличаются от них своим синтаксисом. Для указания аргумента по имени служит следующая форма синтаксиса:

имя_параметра: значение

Здесь имя_параметра обозначает имя того параметра, которому передается значение. Разумеется, имя_параметра должно обозначать имя действительного параметра для вызываемого метода.

При создании консольного приложения в языке программирования С++, автоматически создается строка очень похожая на эту:

Int main(int argc, char* argv) // параметры функции main()

Эта строка — заголовок главной функции main() , в скобочках объявлены параметры argс и argv. Так вот, если программу запускать через командную строку, то существует возможность передать какую-либо информацию этой программе, для этого и существуют параметры argc и argv . Параметр argc имеет тип данных int , и содержит количество параметров, передаваемых в функцию main . Причем argc всегда не меньше 1, даже когда мы не передаем никакой информации, так как первым параметром считается имя функции. Параметр argv это массив указателей на строки. Через командную строку можно передать только данные строкового типа. Указатели и строки — это две большие темы, под которые созданы отдельные разделы. Так вот именно через параметр argv и передается какая-либо информация. Разработаем программу, которую будем запускать через командную строку Windows, и передавать ей некоторую информацию.

// argc_argv.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { if (argc > << argv<

// код Code::Blocks

// код Dev-C++

// argc_argv.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include using namespace std; int main(int argc, char* argv) { if (argc > 1)// если передаем аргументы, то argc будет больше 1(в зависимости от кол-ва аргументов) { cout << argv<

После того как отладили программу, открываем командную строку Windows и перетаскиваем в окно командной строки экзэшник нашей программы, в командной строке отобразится полный путь к программе(но можно прописать путь к программе в ручную), после этого можно нажимать ENTER и программа запустится (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 — Параметры функции main

Так как мы просто запустили программу и не передавали ей никаких аргументов, появилось сообщение Not arguments . На рисунке 2 изображён запуск этой же программы через командную строку, но уже с передачей ей аргумента Open .

Рисунок 2 — Параметры функции main

Аргументом является слово Open , как видно из рисунка, это слово появилось на экране. Передавать можно несколько параметров сразу, отделяя их между собой запятой. Если необходимо передать параметр состоящий из нескольких слов, то их необходимо взять в двойные кавычки, и тогда эти слова будут считаться как один параметр. Например, на рисунке изображен запуск программы, с передачей ей аргумента, состоящего из двух слов — It work .

Рисунок 3 — Параметры функции main

А если убрать кавычки. То увидим только слово It . Если не планируется передавать какую-либо информацию при запуске программы, то можно удалить аргументы в функции main() , также можно менять имена данных аргументов. Иногда встречается модификации параметров argc и argv , но это все зависит от типа создаваемого приложения или от среды разработки.

В программы на языке Си можно передавать некоторые аргументы. Когда вначале вычислений производится обращение к main(), ей передаются три параметра. Первый из них определяет число командных аргументов при обращении к программе. Второй представляет собой массив указателей на символьные строки, содержащие эти аргументы (в одной строке - один аргумент). Третий тоже является массивом указателей на символьные строки, он используется для доступа к параметрам операционной системы (к переменным окружения).

Любая такая строка представляется в виде:

переменная = значение\0

Последнюю строку можно найти по двум заключительным нулям.

Назовем аргументы функции main() соответственно: argc, argv и env (возможны и любые другие имена). Тогда допустимы следующие описания:

main(int argc, char *argv)

main(int argc, char *argv, char *env)

Предположим, что на диске A: есть некоторая программа prog.exe. Обратимся к ней следующим образом:

A:\>prog.exe file1 file2 file3

Тогда argv - это указатель на строку A:\prog.exe, argv - на строку file1 и т.д. На первый фактический аргумент указывает argv, а на последний - argv. Если argc=1, то после имени программы в командной строке параметров нет. В нашем примере argc=4.

Рекурсия

Рекурсией называется такой способ вызова, при котором функция обращается к самой себе.

Важным моментом при составлении рекурсивной программы является организация выхода. Здесь легко допустить ошибку, заключающуюся в том, что функция будет последовательно вызывать саму себя бесконечно долго. Поэтому рекурсивный процесс должен шаг за шагом так упрощать задачу, чтобы в конце концов для нее появилось не рекурсивное решение. Использование рекурсии не всегда желательно, так как это может привести к переполнению стека.

Библиотечные функции

В системах программирования подпрограммы для решения часто встречающихся задач объединяются в библиотеки. К числу таких задач относятся: вычисление математических функций, ввод/вывод данных, обработка строк, взаимодействие со средствами операционной системы и др. Использование библиотечных подпрограмм избавляет пользователя от необходимости разработки соответствующих средств и предоставляет ему дополнительный сервис. Включенные в библиотеки функции поставляются вместе с системой программирования. Их объявления даны в файлах *.h (это так называемые включаемые или заголовочные файлы). Поэтому, как уже упоминалось выше, в начале программы с библиотечными функциями должны быть строки вида:

#include <включаемый_файл_типа_h>

Например:

#include

Существуют также средства для расширения и создания новых библиотек с программами пользователя.

Для глобальных переменных отводится фиксированное место в памяти на все время работы программы. Локальные переменные хранятся в стеке. Между ними находится область памяти для динамического распределения.

Функции malloc() и free() используются для динамического распределения свободной памяти. Функция malloc() выделяет память, функция free() освобождает ее. Прототипы этих функций хранятся в заголовочном файле stdlib.h и имеют вид:

void *malloc(size_t size);

void *free(void *p);

Функция malloc() возвращает указатель типа void; для правильного использования значение функции надо преобразовать к указателю на соответствующий тип. При успешном выполнении функция возвращает указатель на первый байт свободной памяти размера size. Если достаточного количества памяти нет, возвращается значение 0. Чтобы определить количество байтов, необходимых для переменной, используют операцию sizeof().

Пример использования этих функций:

#include

#include

p = (int *) malloc(100 * sizeof(int)); /* Выделение памяти для 100

целых чисел */

printf("Недостаточно памяти\n");

for (i = 0; i < 100; ++i) *(p+i) = i; /* Использование памяти */

for (i = 0; i < 100; ++i) printf("%d", *(p++));

free(p); /* Освобождение памяти */

Перед использованием указателя, возвращаемого malloc(), необходимо убедиться, что памяти достаточно (указатель не нулевой).

Препроцессор

Препроцессор Си - это программа, которая обрабатывает входные данные для компилятора. Препроцессор просматривает исходную программу и выполняет следующие действия: подключает к ней заданные файлы, осуществляет подстановки, а также управляет условиями компиляции. Для препроцессора предназначены строки программы, начинающиеся с символа #. В одной строке разрешается записывать только одну команду (директиву препроцессора).

Директива

#define идентификатор подстановка

вызывает замену в последующем тексте программы названного идентификатора на текст подстановки (обратите внимание на отсутствие точки с запятой в конце этой команды). По существу, эта директива вводит макроопределение (макрос), где "идентификатор" - это имя макроопределения, а "подстановка" - последовательность символов, на которые препроцессор заменяет указанное имя, когда находит его в тексте программы. Имя макроопределения принято набирать прописными буквами.

Рассмотрим примеры:

Первая строка вызывает замену в программе идентификатора MAX на константу 25. Вторая позволяет использовать в тексте вместо открывающей фигурной скобки ({) слово BEGIN.

Отметим, что поскольку препроцессор не проверяет совместимость между символическими именами макроопределений и контекстом, в котором они используются, то рекомендуется такого рода идентификаторы определять не директивой #define, а с помощью ключевого слова const с явным указанием типа (это в большей степени относится к Си++):

const int MAX = 25;

(тип int можно не указывать, так как он устанавливается по умолчанию).

Если директива #define имеет вид:

#define идентификатор(идентификатор, ..., идентификатор) подстановка

причем между первым идентификатором и открывающей круглой скобкой нет пробела, то это определение макроподстановки с аргументами. Например, после появления строки вида:

#define READ(val) scanf("%d", &val)

оператор READ(y); воспринимается так же, как scanf("%d",&y);. Здесь val - аргумент и выполнена макроподстановка с аргументом.

При наличии длинных определений в подстановке, продолжающихся в следующей строке, в конце очередной строки с продолжением ставится символ \.

В макроопределение можно помещать объекты, разделенные знаками ##, например:

#define PR(x, у) x##y

После этого PR(а, 3) вызовет подстановку а3. Или, например, макроопределение

#define z(a, b, c, d) a(b##c##d)

приведет к замене z(sin, x, +, y) на sin(x+y).

Символ #, помещаемый перед макроаргументом, указывает на преобразование его в строку. Например, после директивы

#define PRIM(var) printf(#var"= %d", var)

следующий фрагмент текста программы

преобразуется так:

printf("year""= %d", year);

Опишем другие директивы препроцессора. Директива #include уже встречалась ранее. Ее можно использовать в двух формах:

#include "имя файла"

#include <имя файла>

Действие обеих команд сводится к включению в программу файлов с указанным именем. Первая из них загружает файл из текущего или заданного в качестве префикса каталога. Вторая команда осуществляет поиск файла в стандартных местах, определенных в системе программирования. Если файл, имя которого записано в двойных кавычках, не найден в указанном каталоге, то поиск будет продолжен в подкаталогах, заданных для команды #include <...>. Директивы #include могут вкладываться одна в другую.

Следующая группа директив позволяет избирательно компилировать части программы. Этот процесс называется условной компиляцией. В эту группу входят директивы #if, #else, #elif, #endif, #ifdef, #ifndef. Основная форма записи директивы #if имеет вид:

#if константное_выражение последовательность_операторов

Здесь проверяется значение константного выражения. Если оно истинно, то выполняется заданная последовательность операторов, а если ложно, то эта последовательность операторов пропускается.

Действие директивы #else подобно действию команды else в языке Си, например:

#if константное_выражение

последовательность_операторов_2

Здесь если константное выражение истинно, то выполняется последовательность_операторов_1, а если ложно - последовательность_операторов_2.

Директива #elif означает действие типа "else if". Основная форма ее использования имеет вид:

#if константное_выражение

последовательность_операторов

#elif константное_выражение_1

последовательность_операторов_1

#elif константное_выражение_n

последовательность_операторов_n

Эта форма подобна конструкции языка Си вида: if...else if...else if...

Директива

#ifdef идентификатор

устанавливает определен ли в данный момент указанный идентификатор, т.е. входил ли он в директивы вида #define. Строка вида

#ifndef идентификатор

проверяет является ли неопределенным в данный момент указанный идентификатор. За любой из этих директив может следовать произвольное число строк текста, возможно, содержащих инструкцию #else (#elif использовать нельзя) и заканчивающихся строкой #endif. Если проверяемое условие истинно, то игнорируются все строки между #else и #endif, а если ложно, то строки между проверкой и #else (если слова #else нет, то #endif). Директивы #if и #ifndef могут "вкладываться" одна в другую.

Директива вида

#undef идентификатор

приводит к тому, что указанный идентификатор начинает считаться неопределенным, т.е. не подлежащим замене.

Рассмотрим примеры. Три следующие директивы:

проверяют определен ли идентификатор WRITE (т.е. была ли команда вида #define WRITE...), и если это так, то имя WRITE начинает считаться неопределенным, т.е. не подлежащим замене.

Директивы

#define WRITE fprintf

проверяют является ли идентификатор WRITE неопределенным, и если это так, то определятся идентификатор WRITE вместо имени fprintf.

Директива #error записывается в следующей форме:

#error сообщение_об_ошибке

Если она встречается в тексте программы, то компиляция прекращается и на экран дисплея выводится сообщение об ошибке. Эта команда в основном применяется на этапе отладки. Заметим, что сообщение об ошибке не надо заключать в двойные кавычки.

Директива #line предназначена для изменения значений переменных _LINE_ и _FILE_, определенных в системе программирования Си. Переменная _LINE_ содержит номер строки программы, выполняемой в текущий момент времени. Идентификатор _FILE_ является указателем на строку с именем компилируемой программы. Директива #line записывается следующим образом:

#line номер "имя_файла"

Здесь номер - это любое положительное целое число, которое будет назначено переменной _LINE_, имя_файла - это необязательный параметр, который переопределяет значение _FILE_.

Директива #pragma позволяет передать компилятору некоторые указания. Например, строка

говорит о том, что в программе на языке Си имеются строки на языке ассемблера. Например:

Рассмотрим некоторые глобальные идентификаторы или макроимена (имена макроопределений). Определены пять таких имен: _LINE_, _FILE_, _DATE_, _TIME_, _STDC_. Два из них (_LINE_ и _FILE_) уже описывались выше. Идентификатор _DATE_ определяет строку, в которой сохраняется дата трансляции исходного файла в объектный код. Идентификатор _TIME_ задает строку, сохраняющую время трансляции исходного файла в объектный код. Макрос _STDC_ имеет значение 1, если используются стандартно - определенные макроимена. В противном случае эта переменная не будет определена.



Понравилась статья? Поделитесь ей