Контакты

Программа по эмоционально-творческому развитию дошкольников «Вдохновение». Пояснительная записка. Утренний сбор программа вдохновение методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему Ооп вдохновение в детском саду

Белянина Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17 "Рождественский"
Населённый пункт: город Петровск, Саратовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Образовательная программа дошкольного образования "Вдохновение"
Дата публикации: 08.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Выполнила Воспитатель МБДОУ д/с №17 «Рождественский» Саратовская область г. Петровск Белянина Е.В. Презентация на тему: «Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой»
Программа «Вдохновение» – новая комплексная программа. Программа «Вдохновение» – это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого- педагогических исследований и вызовов реальной жизни.
Программа «Вдохновение» создана для реализации в современной социокультурной ситуации развития детства Особенность программы - учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития
Современная социокультурная ситуация развития детства это: 1. Изменения в обществе и экономике 2. Изменения в структуре семьи и семейной культуре 3. Национальная идентичность и культурное многообразие 4. Контекст, в котором вырастают дети 5. Демографические изменения
Цель программы: Вдохновлять! Только воспитатель, воодушевленный своей работой, видящий в ней смысл и делающий ее с радостью и удовольствием может выстроить полноценный, качественный образовательно- воспитательный процесс. Вдохновение дарит педагогам профессиональную свободу, чувство собственной профессиональной компетентности, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня. Сознание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.
Программа «Вдохновение» создает возможности Программа предполагает вариативность ее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Программа не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновозрастных группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания
Научное обоснование положений программы. Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает. Только тогда он приобретет необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности, сможет гибко выстраивать педагогический процесс в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями каждого ребенка. Программа предоставляет убедительное научное обоснование каждого положения, содержит данные важнейших современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик.
Программа написана по принципу «просто о сложном». Все положения иллюстрируются наглядными примерами, даются конкретные методические рекомендации по организации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.
Компетентный педагог «Вдохновения» «Вдохновение» предусматривает повышение квалификации педагогов и предлагает модульную краткосрочную и долгосрочную программы повышения квалификации.
Четыре стержневых идеи программы 1. Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности образования и образовательного процесса; 2. Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, идея «учебного сообщества», основанного на диалогическом принципе со-действия (со- конструкции), участия, в котором активен и ребенок и взрослый. С учебном сообществе учатся все – и дети и взрослые; 3. Наличие технологии организации образовательной деятельности. Универсальной и функциональной по организационным действиям. Открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества – по содержанию; 4. Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями, представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль.
Подходы Программа отказывается от устаревших подходов: НЕТ. Передача знаний и опыта от [знающих, опытных, компетентных] взрослых [незнающим, неопытным, некомпетентным] детям не удовлетворяет современным вызовам и данным исследований; в так понимаемом образовании активен прежде всего взрослый, ребенок же является пассивным объектом воспитательных и образовательных воздействий, задача которого усвоить то, чему его обучают. НЕТ. Ориентация на образование, понимаемое как индивидуальный процесс активного самостроительства оказался неэффективным, так как недооценивал роли социальной и культурной среды и общения. Программы, ориентированные на ребенка, основанные на этой модели (конструктивизм) в настоящее время пересматриваются по всему миру. Да. Современные программы, обеспечивающие самое высокое качество и позитивные эффекты, основаны на активности всех участников образовательных отношений – и детей, и взрослых. В этой модели образование понимается как социальный процесс взаимодействия, включенное в определенный социокультурный контекст (социальный конструктивизм).
Новое видение образа ребенка Позитивный образ ребенка Под влиянием исследований и передовой практики акцент переместился от ориентации на дефициты [ребенок еще не может и зависит от стимулов извне] на ориентацию на компетентности, их укрепление и развитие - - на то, что ребенок может, на поддержку его активности и ресурсов. Программа последовательно реализует эту новую ориентацию и ориентируется на компетентности, возможности и способности детей. Общий взгляд на ребенка, его потенциал и возможности можно сформулировать так: ребенок активен и вносит свой вклад в процессы собственного образования
Новое видение образа ребенка Позитивный образ ребенка Под влиянием исследований и передовой практики акцент переместился от ориентации на дефициты [ребенок еще не может и зависит от стимулов извне] на ориентацию на компетентности, их укрепление и развитие - - на то, что ребенок может, на поддержку его активности и ресурсов. Программа последовательно реализует эту новую ориентацию и ориентируется на компетентности, возможности и способности детей. Общий взгляд на ребенка, его потенциал и возможности можно сформулировать так: ребенок активен и вносит свой вклад в процессы собственного образования
Образ ребенка Человек появляется на свет, оснащенный дееспособными органами чувств и основополагающими компетентностями Ребенок с самого рождения готов к коммуникации, взаимодействию и, тем самым - к диалогу со взрослыми. Уже непосредственно после рождения младенец начинает исследовать окружающий его мир, вступать с ним во взаимодействие и таким образом вносить свой активный вклад в процессы образования (освоение своего тела, социального и предметного мира).
Образ ребенка Дети хотят принимать участие во всем, что происходит вокруг Играя активную роль в процессе своего образования, они являются его действующими лицами (субъектами) с собственными разнообразными возможностями выражения, своим мнением, способностью к принятию решений и ответственности в соответствии со своим развитием
Образ ребенка Дети изначально хотят учиться Активность, любопытство, страсть к учению, жажда знаний и способность к обучению у детей удивительно велики. В своей деятельности и в постановке вопросов дети являются в высшей степени креативными мастерами, изобретателями, музыкантами, художниками, исследователями (физиками, математиками, историками и философами). Под учением здесь понимается естественное стремление ребенка осваивать мир, его любопытство и энергия.
Образ ребенка Дети лучше всего учатся в сообществе с другими В общении с другими детьми и взрослыми дети осваивают мир, расширяя свое понимание картины мира, развивая способности, созидая и создавая собственные продукты. Образование – это прежде всего социальный процесс и лишь во вторую очередь - индивидуальный.
Образ ребенка Развитие ребенка протекает в определенном социокультурном контексте, который необходимо учитывать, интегрировать и использовать в образовательном процессе. Условия жизни в крупном мегаполисе, в спальном районе, в сельской местности, в городе с богатыми культурными традициями и развитой инфраструктурой и в небольшом провинциальном городке накладывают свой отпечаток на развитие и на образовательные возможности детей. Воспитатели должны осознанно использовать ресурсы, имеющиеся в социокультурном окружении своего места расположения в образовательном процессе, используя, в том числе, и возможности родителей.
Образ ребенка Задача взрослых – создание условий эмоционального комфорта, обогащенной социальной и предметно-пространственной образовательной среды. Важнейшему вопросу - рефлексии образа ребенка - программа посвящает отдельный раздел, а также отдельный обучающий модуль в программе повышения квалификации педагога. Доверие и свобода – это необходимые условия для творческого взаимодействия взрослых с детьми, приносящих удивительные плоды «озарения», радости и удовольствия.
Вместе Образование – это взаимный жизненный (экзистенциальный) процесс, и программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на созидание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей
Принципы программы: 1. Принцип поддержки разнообразия детства 2. Принципы со-действия, сотрудничества и участия 3. Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов 4. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности 5. Принцип дифференциации обучения 6. Принцип эмоционального благополучия 7. Принцип обучения на модели собственного поведения 8. Принцип признания права на ошибку 9. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах 10. Принцип преемственности
Обратная связь Чрезвычайно важными для программы являются постоянные педагогические наблюдения, регистрация поведения и развития ребенка. Программа акцентирует внимание на необходимость понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния в данной ситуации взаимодействия.
Отказ от неадекватных ожиданий Существовавшие ранее единые возрастные ориентиры и методические рекомендации для детей одного биологического возраста, а также составленные на их основе содержание и уровень занятий для групп определенного возраста, на которые ориентировались традиционные типовые программы, не соответствуют реальной сложности и многообразию развития и с необратимостью ведут к неправильным стратегиям.
Принцип дифференциации обучения Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагоги учитывают готовность, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей: составляют программы; выбирают методы и стратегии обучения, учебные материалы; организуют учебную деятельность, которая удовлетворяет различные потребности воспитанников Цельдифференцированного обучения является учет - готовности к обучению; - темпа развития; - интересов; - особенностей ребенка.
Принцип дифференциации обучения: Дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т. д. Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, он должен быть осторожно «организован» воспитателем таким образом, чтобы: - соответствовать целям, которые должны быть достигнуты; - являться подлинным выбором детей; - не дать ребенку растеряться при большом количестве вариантов. Дошкольники должны уметь под надлежащим руководством воспитателя не только сделать выбор, но и обосновать его.
Четыре уровня дифференциации: Дифференцированная педагогика влияет на процесс обучения на четырех уровнях: 1. Содержание 2. Образовательный процесс 3. Учебная среда (в т. ч. предметно- развивающая среда) 4. Результаты
Дифференциация содержания в соответствии с учебной готовностью, интересами и стилем обучения детей может быть проведена на двух уровнях: а) то, чему воспитатель обучает, и б) то, каким образом он дает доступ к знаниям тем, кто хочет их получить В зависимости от учебной готовности детей воспитатель, например: - обнаруживает ранее полученный опыт детей, выявляет их текущие знания о конкретном содержании и соответственно адаптирует вопросы и ход деятельности; - позволяет детям выразить то, что они знают, способом, которым они выражали свои знания до этого времени: в зависимости от уровня их выразительной способности некоторые дети могут описать свой опыт группе, в то время как другие могут нарисовать то, что знают; - дает многочисленные примеры употребления понятия таким образом, чтобы дети могли соотнести его с различным личным опытом и установить связь; - в рамках проекта поощряет детей искать информацию по данной теме способом, которым они владеют лучше всего; - предоставляет образцы различной сложности, так что дети могут использовать те, которые соответствуют их учебной готовности. Например, при формировании математических понятий использует различные доступные символы, рисунки- фотографии, предметы и т. д.
Дифференциация процесса Дифференциация процесса касается методологии и видов деятельности, которые избираются для понимания какого-либо содержания детьми. Дифференциация процесса касается способа, которым воспитатель помогает детям перейти от текущей точки понимания к более сложному уровню, в зависимости от текущего уровня развития, их интересов и особенностей детей.
Дифференциация содержания: В зависимости от интересов детей воспитатель, например: - заботится о том, чтобы темы, рассматриваемые детьми, отражали различные интересы. В «обширной» теме (например, «машины») дети могут выбрать аспекты, которыми хотят заниматься (например, «колеса», «велосипеды» и т. д.). В зависимости особенностей ребенка, воспитатель, например: - заботится о том, чтобы материал, выбранный для рассмотрения конкретной темы/понятия, варьировал стиль обучения детей: ученик рассказывает группе о виде спорта, одновременно показывая фотографии разных спортивных моментов, например футбольный матч или кадры видеозаписи игры (визуальные и акустические средства); - поощряет детей, чтобы они больше узнавали о теме обсуждения (на «детском языке») и показывали другим ребятам движения, которые они знают, когда выходят во двор; - представляет содержание деятельности (например, понятие, навык), используя различные графические представления (например, чтобы показать, что «части» составляют общую картину).
Дифференциация представления детских результатов Дифференциация результатов касается возможностей, предоставляемых детям для того, чтобы они могли показать, применить или представить другим то, чем они овладели, – знания, умения, навыки – альтернативными способами. Представление (презентация) своего результата ребенком имеет особую важность по двум основным причинам: а) результаты показывают эффективность обучения и прогресса воспитанника, б) во время презентации результатов ребенок может еще раз обдумать, организовать и использовать «новые» знания и навыки (Tomlinson, 2001). Вербальный способ представления результатов и полученных знаний является основным для ребенка. Это имеет два важных последствия: а) вызывает трудности у детей, которые предпочитают другие способы самовыражения; б) не позволяет сформировать навыки применения других способов самовыражения, навыки одновременного использования разных способов самовыражения, характерных для современного общества (в печатной и электронной форме, с использованием различных предметов и т.д.).
Принимая во внимание особенности детей, воспитатель должен предоставлять детям возможность выбирать доступные им средства представления информации и результатов. В зависимости от готовности к обучению разных детей воспитатель, например: - во время заключительного представления поощряет детей таким образом, чтобы способствовать проявлению ими приобретенных способностей и знаний по теме; - дает детям письменные инструкции, которые могут быть использованы в случае необходимости; - помогает разбить на отдельные шаги процесс достижения результата, направляет детей во время работы; - использует методы оценивания, которые учитывают скорость обучения детей (например, наблюдение, вопросы к детям, организация наблюдений в портфолио); - предлагает различные формы организации деятельности, разрешает детям выбрать ту, которая им подходит.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Математика Окружающий мир: Естествознание, экология и техника Окружающий мир: Общество, история и культура Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование Музыка, музыкальное движение, танец Физическое развитие Движение и спорт Здоровье, гигиена, безопасность
Образовательные области. Структура 1. Связь раздела с другими разделами Программы. 2. Целевые ориентиры в области. 3. Организация воспитателем образовательной деятельности детей. 4. Организация педагогической деятельности 5. Установки в образовательном процессе 6. Примеры детских и детско-взрослых (детско- родительских) проектов 7. Примерный перечень средств обучения и воспитания (оборудование, игры и игрушек, материалы, программное обеспечение и прочее) 8. Организация пространства и оснащение материалами предметно-развивающей среды 9. Эмоциональная атмосфера 10. Сотрудничество с семьей
Режим дня Примерный распорядок дня. Время Основная задача Содержание для детей Содержание для воспитателей 07:30 Приветствие; встреча детей; завтрак Время для свободной игры; приветствие и общение детей друг с другом; завтрак для желающих. Дети могут пользоваться любыми помещениями детского дошкольного учреждения для игр и занятий по собственному выбору На начало утренней смены присутствует не более 50% воспитательниц; обеспечение присмотра за детьми до детского совета (утреннего круга); основные обязанности осуществляет «принимающая воспитательница»; общение с родителями, индивидуальное общение с детьми; опека детей-новичков 10:35 Совместный второй завтрак (если есть) Дети и воспитательницы принимают участие в совместном завтраке Воспитательницы помогают детям в организации завтрака 10:35:12.00 Подготовка к прогулке. Прогулка.
Дети играют и общаются друг с другом. Воспитатели предлагают игры или включаются в игры, предложенные детьми; время для наблюдений; присмотр за детьми; возможность побеседовать с родителями тех детей, кто посещает детский сад до обеда 12:00 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед Дети, остающиеся на продленный день, обедают Воспитатели помогают детям в организации обеда 12:30:15.00 Сон для тех детей, кто привык днем спать. Спокойные игры и занятия Те дети, кто отказывается от дневного сна, занимаются самостоятельно «тихими играми», рассматривают (читают) книги Обеспечение обязательного присмотра 15:00 Постепенный подъем; гигиенические процедуры. Дети постепенно переходят от сна (и другого дневного отдыха) к более активным играм и занятиям Обеспечение помощи и поддержки, обязательного присмотра 15:30 – 16:00Полдник (если есть)
Взаимодействие с родителями: Взаимодействие с родителями является одним из базовых принципов программы. В программе описаны формы сотрудничества, наработанные успешной практикой, на основе которой каждый детский сад может составить свой вариант. Основной подход в работе с семьей - взаимодополняющее партнерство, творческое взаимодействие. Программа «Вдохновение» предлагает современную методику взаимодействия образовательной организации с семьей в соответствии с концепцией «Компетентный родитель» (поддержанную ЮНЕСКО) и опирается на опыт реализации данной концепции в рамках проекта ЮНЕСКО в Москве и на опыт, накопленном в европейских странах

Спасибо

«ПО в компьютере» - Системы автоматизированного проектирования (САПР) или CAD (англ. Автор: Грамотнева Анна Александровна. Представители графических редакторов – программы Adobe Photoshop, Corel Draw. С точки зрения выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются. Экономический факультет. Инструментальные системы.

«Программное обеспечение компьютерных систем» - Типология программного обеспечения. Синтаксис обращения к свойствам и методам объекта. Синтаксис доступа к объекту. Программное обеспечение компьютерных систем. VBA и его характеристика. Этапы и последовательность разработки программ. Понятие объекта. Структура проекта VBA Excel. Правообладатель. Системы программирования.

«Классификация прикладного программного обеспечения» - ППП автоматизированного проектирования. Офисные ППП. Интегрированные пакеты. Прикладное программное обеспечение. Программные средства мультимедиа. Программное обеспечение. Примерная классификация ППП. Проблемно-ориентированные ППП. Текстовые процессоры. Методо-ориентированные ППП. ППП общего назначения.

«Система программного обеспечения» - Изменим программу вычислений градусов по Фаренгейту. Функция scanf. Развитие вычислительной техники. Программное обеспечение. Свойства ассемблера и языков высокого уровня. Программа на языке Си. Взаимодействие пользователя с ОС. Компьютер. Программа. Этапы создания программы. Листинг. Программа печатает таблицу температур.

«Лицензионные программы» - Подделки. Остерегайтесь подделок! Почему нельзя покупать и использовать нелицензионные программы для ведения учета: Использование нелицензионных программ противозаконно. Как приобрести лицензионную программу? Лицензионные учетные программы никогда не продаются с лотков на дисках в прозрачной упаковке!

«Классификация программного обеспечения» - Классификация программного обеспечения. 2.5. Автоматизированные системы научных исследований. Какое программное обеспечение относится к инструментальному? Разумеется, на сайтах с архивами программ! Вопросы по теме лекции: По способу выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются.

Программа «Вдохновение» – новая комплексная программа Программа «Вдохновение» – это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого- педагогических исследований и вызовов реальной жизни.


Программа «Вдохновение» создана для реализации в современной социокультурной ситуации развития детства Особенность программы - учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития


Современная социокультурная ситуация развития детства 1. Изменения в обществе и экономике 2. Изменения в структуре семьи и семейной культуре 3. Национальная идентичность и культурное многообразие 4.Контекст, в котором вырастают дети 5. Демографические изменения


Цель программы: Вдохновлять! Только воспитатель, воодушевленный своей работой, видящий в ней смысл и делающий ее с радостью и удовольствием может выстроить полноценный, качественный образовательно- воспитательный процесс. Вдохновение дарит педагогам профессиональную свободу, чувство собственной профессиональной компетентности, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня. Сознание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.


Программа «Вдохновение» создает возможности Программа предполагает вариативность ее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Программа не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновозрастные группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания


Научное обоснование положений программы Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает. Только тогда он приобретет необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности, сможет гибко выстраивать педагогический процесс в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями каждого ребенка. Программа предоставляет убедительное научное обоснование каждого положения, содержит данные важнейших современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик.


Просто о сложном Программа написана по принципу «просто о сложном». Все положения иллюстрируются наглядными примерами, даются конкретные методические рекомендации по организации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.




Четыре стержневых идеи программы 1. Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности образования и образовательного процесса; 2. Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, идея «учебного сообщества», основанного на диалогическом принципе со-действия (со- конструкции), участия, в котором активен и ребенок и взрослый. С учебном сообществе учатся все – и дети и взрослые; 3. Наличие технологии организации образовательной деятельности. Универсальной и функциональной по организационным действиям. Открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества – по содержанию; 4. Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями, представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль.


Подходы Программа отказывается от устаревших подходов: НЕТ. Передача знаний и опыта от [знающих, опытных, компетентных] взрослых [незнающим, неопытным, некомпетентным] детям не удовлетворяет современным вызовам и данным исследований; в так понимаемом образовании активен прежде всего взрослый, ребенок же является пассивным объектом воспитательных и образовательных воздействий, задача которого усвоить то, чему его обучают. НЕТ. Ориентация на образование, понимаемое как индивидуальный процесс активного самостроительства оказался неэффективным, так как недооценивал роли социальной и культурной среды и общения. Программы, ориентированные на ребенка, основанные на этой модели (конструктивизм) в настоящее время пересматриваются по всему миру. Да. Современные программы, обеспечивающие самое высокое качество и позитивные эффекты, основаны на активности всех участников образовательных отношений – и детей, и взрослых. В этой модели образование понимается как социальный процесс взаимодействия, включенное в определенный социокультурный контекст (социальный конструктивизм).


Новое видение образа ребенка Позитивный образ ребенка Под влиянием исследований и передовой практики акцент переместился от ориентации на дефициты [ребенок еще не может и зависит от стимулов извне] на ориентацию на компетентности, их укрепление и развитие - - на то, что ребенок может, на поддержку его активности и ресурсов. Программа последовательно реализует эту новую ориентацию и ориентируется на компетентности, возможности и способности детей. Общий взгляд на ребенка, его потенциал и возможности можно сформулировать так: ребенок активен и вносит свой вклад в процессы собственного образования.


Образ ребенка Человек появляется на свет, оснащенный дееспособными органами чувств и основополагающими компетентностями Ребенок с самого рождения готов к коммуникации, взаимодействию и, тем самым - к диалогу со взрослыми. Уже непосредственно после рождения младенец начинает исследовать окружающий его мир, вступать с ним во взаимодействие и таким образом вносить свой активный вклад в процессы образования (освоение своего тела, социального и предметного мира).


Образ ребенка Дети хотят принимать участие во всем, что происходит вокруг Играя активную роль в процессе своего образования, они являются его действующими лицами (субъектами) с собственными разнообразными возможностями выражения, своим мнением, способностью к принятию решений и ответственности в соответствии со своим развитием


Образ ребенка Дети изначально хотят учиться Активность, любопытство, страсть к учению, жажда знаний и способность к обучению у детей удивительно велики. В своей деятельности и в постановке вопросов дети являются в высшей степени креативными мастерами, изобретателями, музыкантами, художниками, исследователями (физиками, математиками, историками и философами). Под учением здесь понимается естественное стремление ребенка осваивать мир, его любопытство и энергия.


Образ ребенка Дети лучше всего учатся в сообществе с другими В общении с другими детьми и взрослыми дети осваивают мир, расширяя свое понимание картины мира, развивая способности, созидая и создавая собственные продукты. Образование – это прежде всего социальный процесс и лишь во вторую очередь - индивидуальный.


Образ ребенка Развитие ребенка протекает в определенном социокультурном контексте, который необходимо учитывать, интегрировать и использовать в образовательном процессе. Условия жизни в крупном мегаполисе, в спальном районе, в сельской местности, в городе с богатыми культурными традициями и развитой инфраструктурой и в небольшом провинциальном городке накладывают свой отпечаток на развитие и на образовательные возможности детей. Воспитатели должны осознанно использовать ресурсы, имеющиеся в социокультурном окружении своего места расположения в образовательном процессе, используя, в том числе, и возможности родителей.


Образ ребенка Задача взрослых – создание условий эмоционального комфорта, обогащенной социальной и предметно-пространственной образовательной среды. Важнейшему вопросу - рефлексии образа ребенка - программа посвящает отдельный раздел, а также отдельный обучающий модуль в программе повышения квалификации педагога. Доверие и свобода – это необходимые условия для творческого взаимодействия взрослых с детьми, приносящих удивительные плоды «озарения», радости и удовольствия.




Вместе Образование – это взаимный жизненный (экзистенциальный) процесс, и программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на созидание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.


Принципы программы 1. Принцип поддержки разнообразия детства 2. Принципы со-действия, сотрудничества и участия 3. Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов 4. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности 5. Принцип дифференциации обучения 6. Принцип эмоционального благополучия 7. Принцип обучения на модели собственного поведения 8. Принцип признания права на ошибку 9. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах 10. Принцип преемственности


Обратная связь Чрезвычайно важными для программы являются постоянные педагогические наблюдения, регистрация поведения и развития ребенка. Программа акцентирует внимание на необходимость понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния в данной ситуации взаимодействия.


Отказ от неадекватных ожиданий Существовавшие ранее единые возрастные ориентиры и методические рекомендации для детей одного биологического возраста, а также составленные на их основе содержание и уровень занятий для групп определенного возраста, на которые ориентировались традиционные типовые программы, не соответствуют реальной сложности и многообразию развития и с необратимостью ведут к неправильным стратегиям.


Принцип дифференциации обучения Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагоги учитывают готовность, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей: составляют программы; выбирают методы и стратегии обучения, учебные материалы; организуют учебную деятельность, которая удовлетворяет различные потребности воспитанников Целью дифференцированного обучения является учет - готовности к обучению; - темпа развития; - интересов; - особенностей ребенка.




Принцип дифференциации обучения Дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т. д. Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, он должен быть осторожно «организован» воспитателем таким образом, чтобы: - соответствовать целям, которые должны быть достигнуты; - являться подлинным выбором детей; - не дать ребенку растеряться при большом количестве вариантов. Дошкольники должны уметь под надлежащим руководством воспитателя не только сделать выбор, но и обосновать его.




Дифференциация содержания Дифференциация содержания в соответствии с учебной готовностью, интересами и стилем обучения детей может быть проведена на двух уровнях: а) то, чему воспитатель обучает, и б) то, каким образом он дает доступ к знаниям тем, кто хочет их получить В зависимости от учебной готовности детей воспитатель, например: - обнаруживает ранее полученный опыт детей, выявляет их текущие знания о конкретном содержании и соответственно адаптирует вопросы и ход деятельности; - позволяет детям выразить то, что они знают, способом, которым они выражали свои знания до этого времени: в зависимости от уровня их выразительной способности некоторые дети могут описать свой опыт группе, в то время как другие могут нарисовать то, что знают; - дает многочисленные примеры употребления понятия таким образом, чтобы дети могли соотнести его с различным личным опытом и установить связь; - в рамках проекта поощряет детей искать информацию по данной теме способом, которым они владеют лучше всего; - предоставляет образцы различной сложности, так что дети могут использовать те, которые соответствуют их учебной готовности. Например, при формировании математических понятий использует различные доступные символы, рисунки- фотографии, предметы и т. д.


Дифференциация процесса Дифференциация процесса касается методологии и видов деятельности, которые избираются для понимания какого-либо содержания детьми. Дифференциация процесса касается способа, которым воспитатель помогает детям перейти от текущей точки понимания к более сложному уровню, в зависимости от текущего уровня развития, их интересов и особенностей детей.


Дифференциация содержания В зависимости от интересов детей воспитатель, например: - заботится о том, чтобы темы, рассматриваемые детьми, отражали различные интересы. В «обширной» теме (например, «машины») дети могут выбрать аспекты, которыми хотят заниматься (например, «колеса», «велосипеды» и т. д.). В зависимости особенностей ребенка, воспитатель, например: - заботится о том, чтобы материал, выбранный для рассмотрения конкретной темы/понятия, варьировал стиль обучения детей: ученик рассказывает группе о виде спорта, одновременно показывая фотографии разных спортивных моментов, например футбольный матч или кадры видеозаписи игры (визуальные и акустические средства); - поощряет детей, чтобы они больше узнавали о теме обсуждения (на «детском языке») и показывали другим ребятам движения, которые они знают, когда выходят во двор; - представляет содержание деятельности (например, понятие, навык), используя различные графические представления (например, чтобы показать, что «части» составляют общую картину).


Дифференциация представления детских результатов Дифференциация результатов касается возможностей, предоставляемых детям для того, чтобы они могли показать, применить или представить другим то, чем они овладели, – знания, умения, навыки – альтернативными способами. Представление (презентация) своего результата ребенком имеет особую важность по двум основным причинам: а) результаты показывают эффективность обучения и прогресса воспитанника, б) во время презентации результатов ребенок может еще раз обдумать, организовать и использовать «новые» знания и навыки (Tomlinson, 2001). Вербальный способ представления результатов и полученных знаний является основным для ребенка. Это имеет два важных последствия: а) вызывает трудности у детей, которые предпочитают другие способы самовыражения; б) не позволяет сформировать навыки применения других способов самовыражения, навыки одновременного использования разных способов самовыражения, характерных для современного общества (в печатной и электронной форме, с использованием различных предметов и т.д.).


Дифференциация представления детских результатов Принимая во внимание особенности детей, воспитатель должен предоставлять детям возможность выбирать доступные им средства представления информации и результатов. В зависимости от готовности к обучению разных детей воспитатель, например: - во время заключительного представления поощряет детей таким образом, чтобы способствовать проявлению ими приобретенных способностей и знаний по теме; - дает детям письменные инструкции, которые могут быть использованы в случае необходимости; - помогает разбить на отдельные шаги процесс достижения результата, направляет детей во время работы; - использует методы оценивания, которые учитывают скорость обучения детей (например, наблюдение, вопросы к детям, организация наблюдений в портфолио); - предлагает различные формы организации деятельности, разрешает детям выбрать ту, которая им подходит.




Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Математика Окружающий мир: Естествознание, экология и техника Окружающий мир: Общество, история и культура Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование Музыка, музыкальное движение, танец Физическое развитие Движение и спорт Здоровье, гигиена, безопасность


Образовательные области. Структура 1. Связь раздела с другими разделами Программы. 2. Целевые ориентиры в области. 3. Организация воспитателем образовательной деятельности детей. 4. Организация педагогической деятельности 5. Установки в образовательном процессе 6. Примеры детских и детско-взрослых (детско-родительских) проектов 7. Примерный перечень средств обучения и воспитания (оборудование, игры и игрушек, материалы, программное обеспечение и прочее) 8. Организация пространства и оснащение материалами предметно-развивающей среды 9. Эмоциональная атмосфера 10. Сотрудничество с семьей


Режим дня Примерный распорядок дня. Модель 1 Время Основная задача Содержание для детей Содержание для воспитателей 07:30 Приветствие; встреча детей; завтрак Время для свободной игры; приветствие и общение детей друг с другом; завтрак для желающих. Дети могут пользоваться любыми помещениями детского дошкольного учреждения для игр и занятий по собственному выбору На начало утренней смены присутствует не более 50% воспитательниц; обеспечение присмотра за детьми до детского совета (утреннего круга); основные обязанности осуществляет «принимающая воспитательница»; общение с родителями, индивидуальное общение с детьми; опека детей-новичков 08:30 – 8:45 Планерка* *Все сотрудники собираются на планёрку (кроме «принимающих воспитательниц»). 08:30 – 09:10 Вместо планерки Подготовительный период для воспитательниц См. выше Подготовка игровых для занятий и работы детей по их выбору; при необходимости «беседы в дверях» с родителями; приветствие только что пришедших детей 09:00- 10:30 Детский совет (утренний круг) Занятия по выбору, проект Обсуждение Ритуалы (например, совместное начало дня; день рождения; обсуждения и принятие решений и пр.); Дети могут включиться по своему желанию в занятия предложенные взрослыми, играть или сделать выбор в пользу самостоятельно выбранных дел. Неприсоединившиеся дети проводят это время с «принимающей воспитательницей». В те дни, когда у группы по плану муз.руководителя, воспитателя по физвоспитанию или учителя-логопеда и др. специалистов занятия в муз. или физкультурном зале (и др.) дети участвуют в предложенных ими занятиях или проектах; Дети и взрослые делятся своими впечатлениями и результатами от работы в Центрах активности, от игр, занятий. Дети посильно участвуют в уборке и помогают друг другу Взрослые (воспитательница, специалисты) дают ориентировку на предстоящий день, обзор занятий или проектов и их составных частей; осуществляют модерацию принятия детьми решений; руководят ритуалами и дают информацию; обсуждают организационные моменты Музыкальный руководитель/ Воспитатель по физвоспитанию/ Др. специалисты руководят занятиями и проектами; оказывают поддержку детям; инициируют процессы обучения и т.д. Взрослые (воспитательница, специалисты) поддерживают разговор с помощью открытых вопросов и т.п. Взрослые также участвуют в уборке и помогают детям


Режим дня Примерный распорядок дня. Модель 1 Время Основная задача Содержание для детей Содержание для воспитателей 07:30 Приветствие; встреча детей; завтрак Время для свободной игры; приветствие и общение детей друг с другом; завтрак для желающих. Дети могут пользоваться любыми помещениями детского дошкольного учреждения для игр и занятий по собственному выбору На начало утренней смены присутствует не более 50% воспитательниц; обеспечение присмотра за детьми до детского совета (утреннего круга); основные обязанности осуществляет «принимающая воспитательница»; общение с родителями, индивидуальное общение с детьми; опека детей-новичков 10:35 Совместный второй завтрак (если есть) Дети и воспитательницы принимают участие в совместном завтраке Воспитательницы помогают детям в организации завтрака 10:35:12.00 Подготовка к прогулке. Прогулка. Постепенный уход части детей домой Дети играют и общаются друг с другом. Воспитательницы предлагают игры или включаются в игры, предложенные детьми; время для наблюдений; присмотр за детьми; возможность побеседовать с родителями тех детей, кто посещает детский сад до обеда 12:00 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед Дети, остающиеся на продленный день, обедают Воспитательницы помогают детям в организации обеда 12:30:15.00 Сон для тех детей, кто привык днем спать. Спокойные игры и занятия Те дети, кто отказывается от дневного сна, занимаются самостоятельно «тихими играми», рассматривают (читают) книги Обеспечение обязательного присмотра 15:00 Постепенный подъем; гигиенические процедуры. Дети постепенно переходят от сна (и другого дневного отдыха) к более активным играм и занятиям Обеспечение помощи и поддержки, обязательного присмотра 15:30 – 16:00Полдник (если есть)


Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями является одним из базовых принципов программы. В программе описаны формы сотрудничества, наработанные успешной практикой, на основе которой каждый детский сад может составить свой вариант. Основной подход в работе с семьей - взаимодополняющее партнерство, творческое взаимодействие. Программа «Вдохновение» предлагает современную методику взаимодействия образовательной организации с семьей в соответствии с концепцией «Компетентный родитель» (поддержанную ЮНЕСКО) и опирается на опыт реализации данной концепции в рамках проекта ЮНЕСКО в Москве и на опыт, накопленном в европейских странах


Контакты Издательство «Национальное образование» +7 (495) Национальноеобразование.рф

ВДОХНОВЕНИЕ

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Под редакцией И.Е. Федосовой

"Программа «Вдохновение» - новая образовательная программа, разработанная коллективом авторов на основе новых стандартов с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни.

Особенность программы - ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. - 6 Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляетпедагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, - это «ярмарка идей», на которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.

О девизе программы

Девиз программы- «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.

Вдохновение дарит педагогам чувство соб­ственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня.

Создание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.

Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности. Поэтому в тексте программы дается убедительное научное обоснование каждого положения, при­водятся важнейшие данные современных ис­следований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик нашей страны и мира.

Только компетентный педагог сможет гибко выстраивать педагогический процесс в соот­ветствии с индивидуальными возможностями и потребностями ребенка, добиваясь прекрасных образовательных результатов каждого.

Компетентному и уверенному в своих силах педагогу программа предоставляет простор для творчества, открывая ему необходимую и осознанную свободу в профессиональной де­ятельности.

Не будет ли программа слишком сложной для большинства педагогов?

Вдохновение» предусматривает повыше­ние квалификации педагогов и предлагает модульные краткосрочную и долгосрочную программы повышения квалификации.

Программа написана по принципу «просто о сложном», все положения иллюстрируются на­глядными примерами, сопровождаются конкрет­ными методическими рекомендациями по органи­зации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдох­новляет взрослых на созидание счастливых мо­ментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед. Живое, а не формаль­ное отношение к образовательному процессу - главное кредо педагогов «Вдохновения».

Характерные особенности программы

1. Программа предполагает вариативностьее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Програм­ма не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновоз­растных группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания.

Учитываются социокультурные изменения в современном мире - их анализу посвя­щен отдельный раздел программы;

Уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;

Раскрываются цели и возможности предо­ставления детям активной роли в образова­тельном процессе.

Только на таком фундаменте можно постро­ить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избы­точного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», кото­рая у каждого ребенка своя!).

3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные кон­тексты, состав детей в конкретных дошкольных организациях, адаптировать ее к специфиче­ским условиям образовательной деятельности.

4. Программа содержит конкретные практиче­ские указания и советы («ярмарка идей»), ос­нованные на образцах лучшей педагогической практики. Эти образцы собраны как из оте­чественного, так и из зарубежного образова­тельного пространства. Тем самым программа дает в руки педагогов множество возможно­стей для выбора, гибкость в реализации с ори­ентацией на научно обоснованные стратегии.


Похожая информация.


Елена Власенко

Возрастная группа- вторая младшая.

Тема проекта "Посуда"

Центр науки. Материалы : Ложки из дерева, пластмассы и металла, емкость с водой.

Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. То, что нам, взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать и вызвать у него удивление.

Путем проведения самостоятельного опыта, ребята пришли к выводу : Металл тонет, а пластмасс и дерево- нет!

Центр рисования. Материалы : Силуэты стаканов с наклеенными полосками бумажного скотча, Гуашь, кисти. Под скотчем бумага остается белой!


Центр рисования, вторая подгруппа. Материалы : Силуэты чашек, Ватные палочки, Гуашь, кисти, Цветная бумага, клей. Ребята украсили посуду на свое усмотрение.


Центр рисования, третья подгруппа. Материалы : Силуэт тарелки, Акварель, кисти. Рисуем блины на тарелке.

Центр математики. Материалы : Таблицы с предметами, карточки с цифрами. Ребята подучили карточки- таблицы. В левой колонке- предметы в разном количестве, в правой- пустые клеточки, в которые они помещали карточки с соответствующими цифрами.


Центр математики, вторая подгруппа. Карточки с заданиями : раскрасить большие тарелки в зеленый цвет, средние в красный, маленькие в желтый; соедини линией; ложки обведи зеленым, чашки- красным и т. д.

Центр математики, третья подгруппа. «Подбери недостающую часть посуды»

«Найди вторую половинку»

Центр общения. Настольная игра «Найди тень» - четыре поля- теней и карточки с изображением посуды



Центр общения. Карточка с заданием : закрасить все чашки, на которых написана буква «А»

Центр театра. Маски трех медведей, Посуда, Скатерть. Ребята накрыли стол, расставили посуду и решили пригласить Машу в гости.


Центр конструирования. Капсулы «киндер» , пластилин, Коврики для лепки. Совместная образовательная деятельность «Чайный сервиз» .



Вот так мы теперь и живем)

Публикации по теме:

Персональная выставка моей воспитанницы. «Я рисую ежика и ладошку тоже Я рисую листики и деревья тоже, Я рисую бабочку и вокруг…» Задача.

Квиллинг – старинная техника бумагокручения. Красочная, яркая, искусно расцвеченная бумага привлекает моё внимание своей фантазийной фактурой.

После Новогодних праздников дети много рассказывали о том, как они провели каникулы. Делились своими впечатлениями о встрече с Дедом Морозом.

Новый год – праздник чудес и творения!Мы ждем чудес, мы верим в сказку, Мы дружим, любим, мы творим. В нашем детском саду стало доброй.

В этом году все мы с вами встречали Новый год. Украсить группу к Новогоднему празднику это дело ответственное и конечно очень приятное.

Разноцветный ветер Следом за летом осень идет, Желтые песни ей ветер поет. Красную под ноги стелет листву, Белой снежинкой летит в синеву.



Понравилась статья? Поделитесь ей